Назад     На главную

Войсковой союз казаков Мурмана (ВСКМ)

Из книги "Российское казачество"

Первоначально в Мурманске сформировалась инициативная группа из 13 казаков, самому старшему в 1991 г. было 62 года, самому молодому - 34. Потом образовался оргкомитет по созданию Союза казаков Мурмана при Мурманском отделении Всероссийского фонда культуры. Были обозначены цели союза: объединение потомков российского казачества, установление связей с казаками страны, изучение истории казачества, путей казаков на Север и каждого оказавшегося на Севере казачьего рода, разработка предложений по реабилитации казачества, строительство сначала Мурманской станицы, а затем других станиц, оказание помощи казакам в возвращении на родину, в первую очередь на Дон, Кубань. Затем, как это сформулировано в Уставе, принятом на Учредительном круге 12 января 1992 г., "потомками казачьих родов, проживающих на территории Мурманской области" (п. 1.1 Устава), было создано землячество казаков Мурманска, которое структурно вошло в Союз казаков России.

В соответствии с уставом предусматривалось, что членами организации могут быть с 16 лет потомки казачьих родов - выходцы из традиционных казачьих земель, а также неказаки, "родом интересов и практической деятельностью связанные с казачеством", с правом совещательного голоса на кругах и равным правом с казаками на участие в культурной и хозяйственной деятельности. Декларировалось дистанцирование от политической деятельности (не вступать ни в какие партии), хотя спектр личных политических пристрастий в организации широк - от монархических до коммунистических. В то же время признавалось необходимым участвовать в формировании органов государственной власти и управления (п. 6.1 Устава). С самого начала была заявлена специфическая цель организации - выявление вклада казаков "в освоение северных территорий".

В соответствии с намерением казаков помочь стабилизации экономического и внутриполитического положения на Кольском полуострове, вести борьбу с антиобщественными проявлениями устав предусматривал создание собственных формирований для охраны общественного порядка, государственной границы, несения таможенной службы. В прессе Мурманской области появились интервью с лидерами казаков, заявивших, что создается полувоенная общественно-политическая организация. Казаки высказывались в том смысле, что "в политике уважают силу, националист - звучит гордо и надо требовать у Украины возвращения исконных казачьих земель, а если не отдаст - отбить оружием". Это вызвало настороженность и пристальное внимание к организации со стороны общественности и местных властей, что, впрочем, было характерно и для других регионов страны. Тем не менее землячество было зарегистрировано отделом юстиции Мурманского облисполкома 12 февраля 1992 г. как областное объединение. Большой круг, определивший направления деятельности союза, прошел 14 февраля 1992 г. в гарнизонном Доме офицеров Мурманска.

До того, как организация вышла за пределы города, были созданы станицы в трех районах, на которые делится Мурманск. На 16 февраля 1992 г. по всем трем станицам численность по списочному составу была 128 человек. Списочный состав организации на июнь 1994 г. 375 человек. Большинство составляли и составляют потомки донских и кубанских казаков. Вначале численно преобладали донские казаки, в 1994 г. больше стало кубанских.

Представляет интерес механизм самоидентификации казаков по "малой родине" и появляющейся на наших глазах своеобразно конструируемой географической самоидентификации, характерной, по предварительным данным, и для казаков, предки которых оказались в нетрадиционном регионе более двух столетий назад, и для приезжих неказаков. Некоторые потомки казаков, социализировавшиеся в советское время, никогда не задумывались о своих корнях, не поддерживали связей с изначальной родиной предков, не знали, из какой станицы, хутора, войска ведет начало их род. Некоторые вообще не выезжали за пределы Мурманской области. Импульс к мобилизации исторической памяти появился с возникновением казачьих структур в регионе. К этой же категории относят себя и неказаки, прибывшие в регион с волнами экономической миграции советского времени. Они включаются в деятельность казачьих организаций, становятся своего рода "приписными казаками".

В Ростинской станице (Ленинский район) зарегистрировались 45 человек. Из них причислили себя к донским казакам 13, к кубанским - 23, к уральским - 1, к терским - 1, к запорожским - 2, к забайкальским - 1, к сибирским - 1, к мурманским - 1. Вошедшие в станицу 6 женщин отнесли себя к кубанским казачкам. В Георгиевской станице (Октябрьский район) зарегистрировались 40 человек. Из них причислили себя к донским казакам 16, к кубанским - 17, к уральским - 1, к башкирским - 1 (этнический башкир), к терским - 1, к ставропольским - 1 14, к сибирским - 1, к мурманским - 2. Из 9 женщин отнесли себя к донским казачкам 4, к кубанским - 3, к мурманским - 1. В Романовской станице (Первомайский район) зарегистрировались 43 человека. Из них отнесли себя к донским казакам 15, в том числе к хоперским - 1 из 15, к кубанским - 16, к сибирским - 1, к запорожским - 3, к мурманским - 1, к терским - 4, к волжским - 1, неясно по списку происхождение одного.

С расширением за пределы города организация была 25 мая 1993 г. переименована в Войсковой союз казаков Мурмана (ВСКМ). В 1994 г. он состоял из пяти организаций (станиц): три охватывали три района Мурманска, две - региональные станицы в Мурманской области - Кольскую и Североморскую, а также хутор Александровский (Полярный). В каждой станице - по одной казачьей сотне и конвойная сотня при атамане. Планировалось оформление еще двух районных организаций - Полярнинской и Кандалакшской, а также трех городских в Апатитах, Мончегорске, Кировске и одной в рыболовецком поселке Умба.

Специфика ВСКМ, созданного в неказачьем городе, заключается в том, что здесь много "морских казаков" (рыбопромысловиков, военных моряков с подводных лодок, пограничников, военнослужащих), большую часть времени находящихся в плавании. Это затрудняет общение и включает организацию казаков Мурмана в действенное решение социальных проблем. Море зачастую ломает людей. А несменяемость экипажей на наших судах ("человек все выдержит") в отличие, например, от американских, приводит к появлению не устроенных в бытовом плане людей, алкоголиков, бомжей. К этому следует прибавить экстремальные условия приарктической зоны: как гласит местная поговорка, "десять месяцев зима, остальное - лето". Полная акклиматизация людей происходит после третьего поколения, а первое адаптируется только к 60 годам. Старение и смерть наступают раньше из-за электромагнитного поля Приполярья, цинги, других "северных" болезней. Поэтому, по мнению атамана А. Ефремова, главное - укрепление хозяйственной базы казачьей организации Мурманска, чтобы всегда можно было прийти на помощь: "Называем себя братьями. Так надо братьями и стать, а то волками стали".

Постепенно "потомки тех, кого так беспощадно раскидала судьба, вырвав с корнем с родных краев", начали находить друг друга. Красноречивы выдержки из писем с просьбами о приеме в организацию казаков, которые передают настроения казаков Кольского полуострова. Капитан "Севрыбхолодфлота" А.Милехин писал, что попал в эти края из Ессентуков, а деды его "...с хоперских хуторов... были в свое время раскулачены и выселены, однако полагаю, что это не может быть помехой для моего желания действенной помощи в возрождении Руси". Капитан отмечал, что когда жил на Северном Кавказе, "имел возможность наблюдать консолидацию кавказских и закавказских народов, чего, к сожалению, нельзя сказать в полной мере о русских... Идет постоянный отток русских. Так, например, станица Суворовская практически превратилась в армяно-греческую...... Кисловодск - в армянский город. Я не расист, однако такое положение вещей не может не тревожить. Поэтому я считаю необходимым всеми возможными способами сплачивать, соединять славянское население в лучшем смысле этого слова".

Люди, много лет прожившие в Мурманске, подписывая письма, указывали свою принадлежность к тому или иному историческому войску, станице: забайкальский казак, казак станицы Урюпинской Хоперского округа войска Донского. Откликнулись и казачки. Так, В.Русанова, работавшая секретарем в школе, прочитав статью в газете "Рыбный Мурман", предложила свою помощь СКМ, "даже если это чисто мужской союз". Она писала, что давно приехала в Мурманск из Ростова, но всегда "оставалась верна нашему казачеству" и, живя в Мурманске, с гордостью говорит, что "она донская казачка".

На мурманской земле живут не только потомки казаков, репрессированных в годы советской власти. Казаков в эти края начали ссылать при Екатерине II: 3 февраля 1775 г. в Колу на вечное поселение были сосланы десять сподвижников Е. Пугачева. Среди них был А.Абеляев, выкравший Е.Пугачева из Казанской тюрьмы, Т. Мясников, командовавший личной гвардией Е.Пугачева. В 1778 г. на поселение в Колу прибыли четыре семьи донских казаков-иконоборцев, затем еще три. Амнистия Александра I не коснулась пугачевцев, и никто из них в родные края не вернулся. Удалось выявить 25 семей из числа потомков сосланных пугачевцев, по сей день проживающих главным образом в Коле, близ Мурманска.

С появлением горячих точек в разных регионах СНГ несколько отошел в тень вопрос об интересах России на этом участке северо-западной границы. Напомню, что военно-политическое равновесие сил на Скандинавском полуострове держится на трех составляющих: нейтралитете сильной Швеции, нейтралитете Финляндии (с которой СССР имел договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1948 г.), участии Дании, Норвегии, Исландии в НАТО. После второй мировой войны разрабатывалась концепция "северного баланса" в целях безопасности на севере Европы. Отношение к советско-финляндскому договору на Западе было и настороженным, и опасливым, и резко отрицательным до неприятия. В свое время только возникшая вероятность того, что СССР предложит заключить аналогичное соглашение с другими Скандинавскими странами, вызвала шквал дискуссий в Норвегии, Дании, Швеции. США и Великобритания однозначно негативно высказались по поводу подобной возможности.

Организации казаков на Кольском полуострове сразу привлекли внимание в Скандинавских странах. Особый интерес проявили к казакам шведы. Казаки появились в Коле и Калининграде (морская база южнее шведского Карлскруна). А между Колой и Норботтеном не более трех десятков километров. И даже штаб казаков находился в одном доме с кафе "Юность", купленным гражданином Швеции на проспекте Ленина в Мурманске. Пока казаки выразили готовность выступать личной охраной скандинавских коммерсантов, шведы пытались заглянуть в это "временное окно" и сформулировать свое отношение к деятельности казаков, спрогнозировать, как будет работать военный элемент в казачестве. С казаками Мурманска регулярно встречаются журналисты из Скандинавских стран, пытаясь получить ответ на вопрос: "Казаки - угроза Западу?". Так и назвал шведский корреспондент Л.Йюлленхаль одну из своих статей. Повторяя расхожий западный стереотип: казаки - "это так называемые древние русские рыцари, или, другими словами, самураи", он писал, что после того, как "...коммунисты сделали свое "благое" дело для уничтожения казачества, использовав для своих целей сначала "красных" казаков, немногие на Западе предполагали, что казачество сможет воскреснуть... с тем же образом жизни, что и 75 лет назад". И вдруг добровольные казачьи соединения из различных областей России "совершенно спокойно" поддержали русских в войне в Молдавии, "вокруг загадочного города Бендеры, совсем неизвестного шведам". Л.Йюлленхаль размышлял, не играет ли русская армия с огнем, привлекая казаков к службе на границах. И оставил открытым для читателя вопрос: "появились ли кольские "казаки" для того, чтобы их стало больше, или для того, чтобы постоянно иметь доступ к оружию?". Пока пытались разобраться, что представляют собой казаки Кольского полуострова, они начали создавать свои структуры по всей Мурманской области, в которой, по данным ВСКМ, проживает более 3 тыс. казаков.

 

Крест Войскового Союза казаков Мурмана

Год учреждения, статут и тираж неизвестен. Латунь. Размер 32 х 35 мм (без ушка).
Фото Дмитрия Комарова.

Год учреждения, статут и тираж неизвестен. Медь. Размер 32 х 35 мм (без ушка).
Фото Андрея Волкова.

Латунь. Белая эмаль.

Латунь. Красная эмаль.

 

Крест ВСКМ "За возрождение казачества"

Буду благодарен за качественный скан или фото знака.

 

Назад     На главную

 

 


Hosted by uCoz