Назад     На главную

Статья размещена с разрешения автора

А.В.Тутов
Подъесаул ЕЕКВ

Теплый город под высоким небом:
2200 лет Ташкенту.

В 2009 году столице независимого Узбекистана городу Ташкенту исполняется 2200 лет. Это не просто юбилейная дата, а яркое свидетельство сохранения и возрождения богатой истории. Ташкент внёс большой вклад в развитие мировой цивилизации.
22 ноября 2007 года на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принято постановление о праздновании 2200 - летнего юбилея Ташкента.
Ташкенту присущи такие эпитеты, как "Город Дружбы", "Город мира", "Город Хлеба". В 2007 году данные определения пополнились ещё одним новым - "Столица исламской культуры". За прошедшие годы независимости Узбекистана большое значение уделялось возрождению национальных ценностей, сохранению архитектурных памятников. Празднование 2200-летия Ташкента - знаменательное событие не только страны, но и всего мира.
Как отмечал президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов, величественным Ташкентом - воротами нашей Родины, главным городом страны - по праву гордится весь народ Узбекистана.
История Ташкента насчитывает более 2000 лет, за которые пройден путь от небольшого древнего поселения до одного из крупнейших городов Средней Азии. На протяжении веков город пережил много памятных событий своей мирной жизни и военных невзгод, периодов подъёма и упадка.
Первые археологические наблюдения относятся к концу XIX столетия, затем они были продолжены видным отечественным ученым Михаилом Массоном и возглавляемой им кафедрой археологии Ташкентского университета, Институтом истории и археологии АН Узбекистана. В полную силу исследования развернулись в 60-х годах прошлого века, после землетрясения. Разрушена была почти вся ветхая застройка, повсюду рыли котлованы, траншеи, что-то сносили. А ведь на территории столицы немало археологических памятников, которые надо было сохранить. Поэтому по инициативе академика Яхьи Гулямова была создана специальная экспедиция Института истории и археологии, которой поручили изучить город. Отряд был как скорая помощь, спасавшая немых свидетелей истории от угрозы разрушения. С тех пор в течение нескольких десятилетий ученые работали в контакте со строителями. Постепенно древняя земля открывала свои тайны – сквозь глубь веков стали проглядывать корни прошлого столицы.
К тому времени уже было ясно, что ранняя история Ташкента весьма туманна и нет достаточного количества письменных источников, чтобы судить по ним об истории в полной мере. Только археологические сведения могут подтвердить информацию о том, как складывался на этой территории город.
Условия для существования здесь имелись всегда. В нашем регионе жизнь в первую очередь привязана к рекам. Ташкентский оазис, если брать широко, расположен в среднем течении Сырдарьи, на ее притоках Чирчике и Ахангаране. Первобытный человек появился здесь 40 тысяч лет назад, в районе современного Каракамыша. Где вода – там и развитие земледелия, соответственно, рост численности оседлого населения, которое формирует городскую культуру.
Из надписи сасанидского царя Шапура I, сделанной в 262 году нашей эры в Иране, на скале близ храма Кааба Зороастра, узнаем, что его владения простирались до гор Чача. То, что государство на этой территории существовало уже продолжительное время, подтверждают и надписи на плитах городища Культобе, обнаруженные недавно казахстанскими археологами и прочтенные английскими лингвистами во главе с Николасом Симс-Вильямсом. Из них следует, что в пределах Чача и к северу от него были земледельческие районы и что его правители разграничили владения с кочевниками и соорудили для охраны территорий укрепленные крепости. Надписи сделаны в первой половине III века нашей эры или чуть раньше. И в них впервые прозвучало подлинное название этого государства – Чачанап, что в переводе с согдийского означает «община», «люди», «народ», «страна Чача». Оно встречается и на монетах этого государства, исследованных известным ученым, академиком Эдвардом Ртвеладзе и описанных им в недавно вышедшем труде «История и нумизматика Чача».
Ученым известно, что в современном Аккурганском районе Ташкентской области существует древнейшее городище оазиса Канка. Экспедицией под руководством академика Юрия Бурякова установлено, что город возник в конце IV века до нашей эры. Его остатки с тремя рядами стен, окружающих площадь в 160 гектаров, сохранились среди полей. В середине прошлого века в ходе раскопок выяснили, что оно представляло собой три вписанных друг в друга прямоугольника, центральный из которых – крепость-цитадель. Их строили только в городских поселениях. Полученные учеными данные подтверждают и письменные источники, в которых описан и поход одного из селевкидских военачальников в самом начале III века к Антиохии Заяксартской, с которой отождествляют Канку. Не исключено, что здесь располагалась первая столица государства Кангюй, упомянутого китайскими источниками II века до нашей эры. Но то был не Ташкент.

– Где же зародилась наша столица? Раньше древнейшим поселением городского типа на этой территории считали Мингурик...

– На городище Мингурик в районе современного Северного вокзала, по данным археологии, полноценный город с цитаделью формируется с I века нашей эры, то есть около двух тысяч лет назад. Площадь его на картах Ташкента XIX века – около 35 гектаров. В ходе раскопок в 70-х годах прошлого века мы пришли к выводу о том, что здесь и зародился Ташкент две тысячи лет назад. Хотя к 1983 году велись работы и на другом древнем городище – Шаштепа, которое могло оказаться старше.

 Однако подтверждений тому  еще  не было найдено. Впоследствии исследования были законсервированы.  Возобновили их после получения в 2000 – 2002 годах государственного гранта для  целенаправленного изучения Шаштепа.  Тогда ранние догадки оправдались: оказалось, что Шаштепа и есть «прародитель» Ташкента. Через хокимият столицы информация прошла в ЮНЕСКО. В прошлом году пришел от них запрос с просьбой предоставить найденные артефакты. После этого на государственном и международном уровнях и было принято решение о праздновании 2200-летия столицы.

Городище Шаштепа расположено в южной части столицы, на протоке Джун по улице Чаштепинской. Салар-Джунская водная система была освоена человеком раньше всего в оазисе – на ней расположен и Мингурик, что можно объяснить геоморфологическими причинами. Здесь залегают очень старые лессовые террасы, которые начали развеиваться еще много тысячелетий назад. В результате в этой части берег Джуна оказался совсем рядом с водой. Здесь древним людям удобно было отводить каналы на поля.

– А кто были первые «ташкентцы»?

– Освоение земель Чача начали носители хорошо известной бургулюкской культуры. Их поселения возникли благодаря таким же благоприятным природным условиям в IX – VII веках до нашей эры – в эпоху бронзы – вдоль среднего течения реки Ахангаран, где ныне разлилось Ташморе. Одно из таких поселений открыто и на Шаштепа. Бургулюкцы жили в полуземляночных поселениях и не знали архитектуры. Внутри их овальных землянок размерами три на два метра под крышами из ветвей деревьев были очаги, сооруженные из кирпичей, жаровни. В них обнаружены серпы – местные жители выращивали зерновые культуры – ячмень, пшеницу, имели круглодонную керамическую посуду – миски, котлы, делали ткани из луба, шерсти, кенафа. Хлопка еще не знали. Их культура уникальна и легко узнаваема. В VII – VI веках до нашей эры по неизвестным причинам поселения опустели.

Затем, в III веке до нашей эры, здесь появились кочевники. На Шаштепа не сохранились следы их жизни, только некрополь. Они специально выбирали возвышенности, так как привыкли устраивать погребения в курганах. Могилы были врезаны прямо в заброшенные землянки бургулюкцев. Это были прямоугольные ямы до двух метров длиной, где на подстилках из камыша лежали покойники. Там же была посуда, пища, круглые бронзовые зеркала. Керамика была уже иная, с плоским дном. «Опознать» этот народ  помогла... пряжка. Бронзовая прямоугольная поясная пряжка с заключенной в нее фигурой лежащего верблюда – двугорбого бактриана. Этот «вешдок» указывал, что оставившие его племена  пришли  из  районов Приуралья, Поволжья, где обитали сарматы, о которых писали еще древнегреческие авторы.

При сопоставлении пряжек, найденных в Причерноморье, на правом берегу Амударьи и на Шаштепа, оказалось, что они словно из одной мастерской. Благодаря этому удается проследить маршрут передвижения одних и тех же племен как в Причерноморье, так и, что главное, по течению Сырдарьи – в Ташкентский оазис, и затем следы ведут на юг, на Амударью. Подтверждение нашлось и в исторических хрониках. Выделившееся в III веке до нашей эры из государства Селевкидов Греко-Бактрийское царство осаждали племена из северных степей. Древние историки пишут о том, что и на северных границах стояли полчища воинственно настроенных, кочевников. Есть все основания предположить, что часть их прошла через Чач. Возможно, это были племена союза дахов, упомянутые в источниках.

Наш регион всегда был местом контактов номадов и земледельцев оазисов, часть которых обосновалась в Присырдарьинской зоне. С IV века до нашей эры культуры земледельцев формируются в низовьях реки – в основном в дельтовой части, на территории современного Каракалпакстана. Среди них выделяется Чирикрабатская культура IV – II веков до нашей эры, к которой относятся поселения городского типа Чирикрабат и Бабишмулла. В последнем,  даже было дворцовое сооружение, построенное в традициях древневосточного зодчества.
В Приаралье сохранились памятники погребальной архитектуры представителей этой культуры, с сырцовыми стенами мавзолеев и обрешеткой деревянными балками. Для нее традиционными были здания в виде «крестовин».

В III веке до нашей эры наступает засушливый период, что вызвало иссушение русел дельты Сырдарьи, сокращение посевов и, как следствие, запустение городов. Их жители уходят в поисках новых территорий. Со II века до нашей эры по правому берегу великой реки появляются «крестовины» - свидетельства пребывания носителей культур Приаралья, обладавших градостроительными навыками. Мы видим такие сооружения близ Актобе, на территории нынешнего Чардарьинского водохранилища. Есть одна из таких и здесь, на Шаштепа.
Мигранты построили на слоях нивелированного некрополя кочевников свою уникальную конструкцию из сырцового кирпича и пахсовой глины. Эта «крестовина» II века до нашей эры, найденная археологами и сохранившаяся до наших дней, и является древнейшим архитектурным сооружением на территории столицы Узбекистана. Принцип ее планировки – крестообразная постройка, вписанная в круг, – характерен для   солнце- и огнепоклонников.
Здание с кольцевым сводчатым коридором, скорее всего, носило культовый характер. В одной из комнат обнаружили череп, уложенный в свое время на слой горячего пепла, сосуд, остатки пищи – кости птицы и крупного рогатого скота, захороненные под комками лесса. В другой есть алтарь, третья предназначена для культовых возлияний. В постройке налицо все приемы, свойственные зодчим древнего Востока. Вот почему археологи считают, что племена, ее соорудившие, принесли сюда навыки градостроительной культуры, развитие которых привело к формированию города на территории будущего Ташкента.
Сооружение с окружавшим его поселением было окружено оборонительной стеной. Здесь нашли дальнейшее развитие поливное земледелие, скотоводство и ремесла. Однако со временем жизнь на городище угасла. Окончательно это случилось в XVI столетии. От 25 гектаров площади на Шаштепа сегодня сохранилась только возвышенная часть – цитадель двенадцати метров в высоту, все остальное ушло под современную застройку. Но оно не стерто с лица земли – испытание вечностью выдержали стены, оконные проемы, арки, бойницы для стрельбы из лука. Очень важно законсервировать эту предтечу Ташкента, тем более что часть городища еще не до конца изучена.

– С приходом сюда градостроителей постепенно осваивается оазис,  обводненный Саларом. В силу политических обстоятельств в VII веке столица Чача перемещается с Канки в город на Мингурике. Здесь возведен дворец с залами, кулуарами, святилищем огня, с настенными росписями в духе традиций согдийской культуры,  аналогичных построек Самарканда. Причина сходства в том, что все эти земли лежали на трансконтинентальной трассе Великого шелкового пути и его ветвей, по которым распространялись технические и культурные новации. Чач с VI века входил в состав Тюркского каганата, и, возможно, во дворце жил тудун, назначенный каганом надзирать за сбором дани.
Одним из памятников той поры из обнаруженных в Ташкенте можно назвать и самый крупный замок-усадьбу – городище Актепа-Юнусабад, что в районе нынешнего 17-го квартала Юнусабада, на арыке Актепа. В нем есть хозяйственная часть и есть культовая, с алтарем и мавзолеем-наусом, где, очевидно, ставились оссуарии – терракотовые ящики, хранившие, по зороастрийскому обряду, очищенные кости умерших. Здешний храм представляет собой тип агиари – двухкамерного зороастрийского святилища огня VII – начала VIII века. В дворцовой части расчищены три зала, в том числе приемный. Судя по всему, выстроенная в округе Мингурика – официальной резиденции – усадьба была летним местом пребывания правителя Чача. Иметь такую «дачу» было в традициях того времени. Комплекс был окружен рвом с водой, через который вел единственный мост. Он был хорошо укреплен на случаи вторжения извне. Спустя полторы тысячи лет здесь по-прежнему есть на что посмотреть, но памятник, несомненно, нуждается в консервации. Вековые стены теряют прочность.
Другим очагом древней культуры стал четырехбашенный замок на пахсовом основании на Чиланзар-Актепа с мощными стенами – шириной до четырех метров и вторым этажом. То была не просто крепость, а храм огня. А сколько еще по городу более мелких поселений общинников и замков знати – дихкан доарабского периода...
Жители этой земли всегда отличались свободолюбием, и именно здесь нередко вспыхивали самые крупные восстания. И когда в 713 году со стороны Самарканда на Ташкент двинулось арабское войско Кутейбы ибн Муслима, ему было оказано ожесточенное сопротивление. Однако оно было подавлено. Судьба оазиса была незавидной. Арабский историк Ат-Табари характеризует ее одной лаконичной фразой: «Все селения Шаша были сожжены». И следы этих пожаров обнаруживаются повсеместно. Была разрушена и система водоснабжения, восстанавливать которую не имело смысла. Люди покинули берега Салара.

К XIX веку вокруг древних руин Мингурика были разбиты абрикосовые сады, давшие местности современное название. После завоевания Ташкента царской Россией эта территория оказалась в гуще строительства, ее пересекли улицы Нового города. В результате активной застройки последних полутораста лет на сегодня от городища остался небольшой холм размером 100 на 80 метров, вместивший в себя, как слоеный пирог, все культурные слои, включая архитектурно-строительный комплекс почти двухтысячелетней давности.   Здесь есть  и  остатки мощного сооружения высотой до пяти-шести метров, сохранились своды и арки проходов.   В  нынешнем году на Мингурике  возобновлены раскопки.
А сам город тогда, после опустошения в ходе арабского завоевания, восстал, подобно птице Феникс, из пепла, но уже на новой территории. Тому способствовало его стратегическое расположение – здесь сходились торговые пути, развивались все ремесла, устанавливались контакты между Европой и Азией. Горы Чача Чаткал и Курама изобиловали полезными ископаемыми, залежами разнообразных руд. И потому Ташкент не мог не восстать из руин. Он заново отстроен в восьми километрах к северо-западу от Мингурика – в районе нынешнего Старого города. Сейчас его остатки скрыты под густой застройкой XIX века.

– Значит, Старый город в нашем сегодняшнем понимании еще совсем молодой с позиций истории?

– Верно. Виднейшие ученые М.Е.Массон и В.В.Бартольд в свое время отождествляли городище на этой территории со средневековым городом Бинкатом, который описан в арабских источниках IX-X веков. Их догадки подтвердились в ходе археологических  исследований. Люди тогда освоили Бозсуйскую  водную  систему.  В арабских хрониках указано, что багдадский халиф выделил два миллиона дирхемов для проведения канала на этой земле. Возможно, речь идет о Калькаусе. Ибн Хаукаль и другие авторы средневековья отмечали, что «все арыки протекают через город».
Здесь, на пересечении караванных путей, воздвигли новую крепость, сформировался собственно город – шахристан с двумя ремесленными пригородами – рабадами, со своими стенами и воротами. Все это помогают выяснить наблюдения за рельефом и топонимика старогородской части столицы. Кстати, именно в этот период в широкое употребление входит в качестве названия всего оазиса термин «Шаш», заменивший Чач из-за того, что в арабском алфавите нет буквы «ч». А его центральный город – Бинкат, по свидетельству ученых конца X-XI века Беруни и Махмуда Кашгарского, носил также тюркское название Ташкент.
Столица очень быстро превратилась в крупный торговый центр, откуда караваны вывозили товары во все стороны света. Так он просуществовал до монгольского нашествия в начале XIII века. Тогда он входил в государство Хорезмшахов, глава которого, дабы преградить путь монгольскому племени найманов, велел разрушить всю систему ирригации. Люди покинули город. Но уже в конце XIII века он опять возродился. С XIV века Ташкент стал форпостом империи Темура на севере, в это время была выстроена его новая оборонительная стена. Историк XIV века Казвини называет Ташкент той поры городом чистым и приятным, покрытым зеленью.
Дальнейшая история нашей столицы уже мало связана с археологией и шире освещается в письменных источниках.

– Откуда произошло название Ташкента и что оно означает?

– Если дословно перевести слово Ташкент, то это – «каменный город». Версия, построенная на этом, и верна, и неверна одновременно. Объясню. Историю  края  во многом проясняют ранние китайские хроники.   В  них фигурируют два наименования территории и города: китайская передача названия Чач – Джеше, а также слово Ши, которое переводится как камень. Но не строительный, ведь в нашем регионе, как и во всей Средней Азии, никогда не строили здания из камня, только из глины, кирпичей. В тюркском языке есть слово Ше, обозначающее камень бирюзу. Именно этим благородным полудрагоценным камнем так богаты горы Чаткала и именно ее вывозили отсюда во все страны Востока. Он, вероятно, и дал название городу. Та же река Сырдарья у китайцев называлась Яоша – Жемчужная. Поэтому современное название столицы лучше всего можно перевести как «Город благородного камня». Неплохо звучит, не так ли?

Герб Ташкента 1909 г.

В конце XIX века Ташкент входит в состав российской империи и является главным городом Сырдарьинской области и Туркестанского генерал-губернаторства, а также центром Ташкентского уезда в составе Сырдарьинской области. Ташкент — место пребывание генерал-губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа, станция Среднеазиатской железной дороги, административный и торгово-промышленный центр русских среднеазиатских владений. Исторически сложилось условное разделение города на две части — старого и нового города. Старый город являлся средоточием ремесленной и торговой жизни, а новый город — промышленной, образованный на месте садов, полей и дач.

Дворец Великого Князя Николая Романова

Вместе с тем, проникавшие в Среднюю Азию капиталистические отношения были более прогрессивным явлением в сравнении с исторически отжившими свой век феодально-патриархальными отношениями средневекового типа. Это отразилось и на развитии Ташкента, усилении его экономических связей с центральными областями России, росте численности его населения (155, 7 тыс. чел. в 1897), появлении в городе небольших промышленных предприятий капиталистического типа. В 1885 - 95 возникло 28 новых промышленных предприятий.

Двор Кадетского корпуса ( ТашГосМИ)

По состоянию на начало двадцатого века в Ташкенте проживало около 200 тысяч жителей (узбеки, казахи, татары, русские, евреи и другие народности). В городе были такие учебные заведения как: мужская гимназия, реальное училище, кадетский корпус, женская гимназия, учительская семинария, Мариинское 4-х классное женское училище, частная женская прогимназия, два городских 4-х классных мужских училища, ремесленное и техническое железнодорожное училища и приходские школы. В конце 1914 года в Ташкенте было организовано Ташкентское военное училище.

Промышленные предприятия, торговые конторы и культурно-просветительные учреждения сосредоточивались в новогородской части города, что явилось одним из характерных проявлений колониального режима. Развитию хозяйственных связей Ташкента способствовало строительство Закаспийской (1899) и Оренбургской (1906) железных дорог. Ташкент стал основным железнодорожным узлом, торговым и транзитным пунктом Средней Азии.
После перехода в октябре 1917 года власти к коалиции большевиков и левых эсеров, город являлся опорой советской власти в крае. В 1918—1924 Ташкент — столица Туркестанской АССР. В апреле 1924 года ВЦИК РСФСР наградил «пролетариат Ташкента» орденом Боевого Красного знамени «за заслуги, оказанные рабочими города Ташкента, как одного из центров обороны против империалистического натиска».
Во время Великой Отечественной войны Ташкент становится одним из центров эвакуации, сюда переезжают фабрики, заводы, театры, киностудии. Много людей из оккупированной части западно - европейской части Союза Советских Социалистических Республик жили во время эвакуации в Ташкенте — например, Анна Ахматова.

Площадь Памяти

С 1930 по 1991 Ташкент - столица Узбекской ССР в составе СССР и областной центр Ташкентской области, четвёртый по величине город Советского Союза с населением до 2-х миллионов человек. С сентября 1991 года Ташкент — столица независимого Узбекистана и центр Ташкентского вилоята.
Со времени провозглашения независимости бо?льшая часть русскоговорящего населения Ташкента эмигрирует в Российскую Федерацию, Белоруссию, Украину, Федеративную Республику Германия, Израиль, Австралию, Соединённые Штаты Америки, Канаду, страны Европейского союза, Южно-Африканскую Республику и другие.
Ведущая отрасль промышленности — машиностроение: Ташкентский тракторный завод, Узбексельмаш, Таштекстильмаш, Узбекхлопкомаш, Ташкентский экскаваторный завод, Ташкентский электромашиностроительный завод, Ташкентский тепловозоремонтный завод, Ташкентский завод Компрессор, Ташкентский шарикоподшипниковый завод, Ташкентский агрегатный завод, Авиационное объединение ТАПОиЧ и др. Имеются заводы электронной техники: «Фотон», «Спутник», «Миконд», выпускающие резисторы, интегральные схемы, специальные материалы и полуфабрикаты; «Зенит», специализирующийся на интегральных схемах и радиоаппаратуре; завод электронной техники, отчасти — Ташкентский завод радиоэлектронной аппаратуры и Ташкентский завод электронных вычислительных машин «Алгоритм», Ташкентский электромеханический завод, специализирующийся на производстве автоматизированных систем управления и средств связи. Также развиты лёгкая (хлопчатобумажная, трикотажная, обувная и др.), строительная, химическая, нефтехимическая, химико-фармацевтическая, пищевая промышленность.
Объем произведенной промышленной продукции - 3472,8 млн. сумов (рост к 2007 году - 136,8%). В Ташкенте действуют 30950 предприятий малого и частного предпринимательства. Объем произведенной ими промышленной продукции составил 1073,1 млн. сумов.
Крупный авиационный, железнодорожный и автомобильный узел.
В Ташкенте действует разветвлённая сеть маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси. В основном используются автобусы Mercedes-Benz и автобусы малой вместимости Isuzu, построенные на Самаркандском совместном предприятии СамКочАвто. Также широкое распространение получили обычные такси – в городе действуют службы такси, а у многих оживлённых мест дежурят «частники». В 1977 году начата эксплуатация Ташкентского метрополитена, единственного в Средней Азии и состоящего из трёх - Чиланзарской, Узбекистанской и Юнусабадской линий. 24 октября 2001 года был пущен в эксплуатацию первый участок Юнусабадской линии. В городе имеются два железнодорожных вокзала — «Ташкент» («Северный») и «Южный». Южный вокзал функционирует как обыкновенная железнодорожная станция.

Два аэропорта: «Ташкент - Южный», находящийся в южной части города, состоящий из трёх частей, — для международных, республиканских и правительственных рейсов; «Тузель», находящийся в нескольких километрах к востоку от города, — для лётных испытаний самолётов Ил-76, Ил-78, Ил-114 и их модификаций, выпускаемых и ремонтируемых авиастроительным заводом ТАПОиЧ, который был эвакуирован в Ташкент из РСФСР во время Великой Отечественной войны.
В Ташкенте находятся многочисленные организации научного, педагогического и культурного профиля. В том числе Академия наук Узбекистана, 21 вуз (в том числе Национальный университет республики Узбекистан, консерватория, медицинский институт, Ташкентский педиатрический медицинский институт, Ташкентский Государственный Юридический Институт, Ташкентский государственный экономический университет, Ташкентский университет информационных технологий, Международный Вестминстерский Университет в Ташкенте, Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского, Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, хореографическое училище, Ташкентское высшее общевойсковое командное училище (ТВОКУ) и многие другие.

Русский драматический театр

В столице функционируют 11 театров (в том числе например академический театр оперы и балета, театр Ильхом, кукольный театр и другие), 22 музея (в том числе искусств Узбекистана, истории народов Узбекистана, прикладного искусства Узбекистана, Природы, литературы им. А. Навои и другие).

Театр Навои

В городе имеются замечательные архитектурные исторические памятники, например: мавзолей Шейхантаур (XV век) и Каффаль Шаши, медресе Барак-хана и Кукельташа (все XVI век).

В Ташкенте имеются многочисленные научные и конструкторские организации: Физико-технический институт АН Узбекистана, Институт электроники, Среднеазиатский научно-исследовательский институт лесного хозяйства, Институт ядерной физики (в поселке Улугбек) и многие другие.
За двухтысячелетнюю историю города в нём случалось немало событий, которые затронули в той или иной степени жизнь его жителей. Это были события как исторического масштаба, так и просто события, имеющие характер чрезвычайных происшествий, как например холерный бунт, произошедший в городе 24 июня 1892 года, трагедия на канале Актепе 19 января 1973 года или масштабные теракты в городе 16 февраля 1999 года. Иногда это были события, географически напрямую несвязанные с городом, но не оставившие равнодушным многих его жителей, как например, трагедия, унесшая жизнь футболистов ташкентской футбольной команды «Пахтакор», случившаяся 11 августа 1979 года.
В XX веке одним из наиболее масштабных чрезвычайных происшествий, случившихся в Ташкенте можно считать землетрясение, произошедшее 26 апреля 1966 года.

Монумент Мужества - эпицентр землетрясения

Дома в центральной части города в результате землетрясения получили значительные повреждения. Город был практически полностью восстановлен во 2-ой половине 1960-х — начале 1970-х годов. Благодаря усилиям союзных республик, осуществлена реконструкция и построены несколько новых микрорайонов. Многие дома и кварталы до сих пор носят названия городов помогавших в трудное время.

Города-побратимы Ташкента

Москва, Россия
Казань, Россия
Стамбул, Турция
Сиэтл, США
Карачи, Пакистан
Берлин, Германия
Днепропетровск, Украина
Астана, Казахстан
Алма-Ата, Казахстан
Скопье, Македония
Рига, Латвия
Пекин, Китай
Берлин,Германия
Каир, Египет

Назад     На главную

 

 


Hosted by uCoz