Назад     На главную

Енисейская речная боевая флотилия (1919 г.)

Н.А. Кузнецов

Первые попытки использовать енисейские пароходы в военных целях были предприняты белыми еще во время кампании 1918 г. Единственное упоминание об этом встречается в воспоминаниях одного из красных партизан А.С. Масленкина-Непомнящего, относящимся к 20-м числам июня 1918 г.: «Наутро по Енисею проплыл пароход с казаками под бело-зеленым флагом. Он явился вестником того, что Минусинск взят белоказаками, и Советская власть в нем также пала...».

Весной 1919 г. – к моменту начала создания Енисейской речной боевой флотилии – в районе ее формирования сложилась достаточно трудная для белого командования обстановка. Несмотря на то, что территориально он находился в тылу, по словам одного из участников событий Г. Думбадзе (он занимал должность офицера штаба уполномоченного Верховного правителя и командующего русскими войсками, действующими и расположенными на территории Енисейской и части Иркутской губерний генерал-лейтенанта С.Н. Розанова и руководил антипартизанскими действиями), «вся Енисейская губерния и часть Иркутской буквально горели в огне партизанщины». Активное партизанское движение в крае началось еще в ноябре 1918 г. Местом наиболее активного его проявления стала территория между реками Енисей и Кан, объявленная Степно-Баджейской партизанской республикой, где командование партизанской «армией» осуществляли А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинкин. Кроме того, выделялся также район села Тасеево – богатый хлебный район, связанный с рабочими золотых приисков Енисейской тайги: здесь была организована Тасеевская партизанская республика.

Создавая флотилию, белое командование хотело максимально использовать речные коммуникации и водный транспорт для борьбы с партизанским движением. Кроме того, с открытием навигации Енисей являлся единственным путем сообщения как с районами Крайнего Севера (Туруханский край, для которого данный путь сообщения был также и единственным), так и с Енисейским и Минусинским уездами.

О судоходных свойствах Енисея писал капитан 1 ранга Щербачев в своем докладе Морскому министерству, посвященном созданию и действиям Енисейской речной боевой флотилии: «Река Енисей является судоходной от Устьинского порога на реке Большой Енисей и до устья, но поддерживать непрерывно судоходство по всей реке не представляется возможным, в виду существующего в 257 верстах выше Минусинска т.н. Большого порога, где река, будучи стеснена горами, имеет ширину всего около 36 сажен, и на протяжении около 1,5 верст совершенно недоступна для судоходства. Вследствие этого, все течение реки выше порога представляет собой совершенно обособленный участок. Остальное течение реки по глубине места может быть разбито на три района: 1) От Большого порога, или собственно от города Минусинска, до коего существует коммерческое судоходство, до города Красноярска, доступен судам с осадкой 8 - 10 четвертей. 2) От города Красноярска до города Енисейска доступно судам с осадкою до 10 - 12 четвертей. 3) Ниже г. Енисейска до устья доступно судам с осадкой до 7 футов, причем до селения Алгутиха (1000 верст ниже города Енисейска) могут доходить морские суда с осадкой до 16 футов. В верхнем течении в Урянхайском крае, Енисей отличается весьма быстрым течением, доходящим местами до 17 верст в час, вследствие чего суда там должны обладать весьма сильными машинами и, ввиду малой глубины реки, быть мелкосидящими примерно до 4 четвертей. Весьма затруднительна также навигация между деревней Означенной и Большим порогом, где возможность буксирного и баржевого плавания подлежит сомнению. Вообще, река Енисей обладает даже в нижней своей части весьма быстрым течением, доходящим на перекатах, как на Казачинском, до 15 - 20 верст в час, почему суда, плавающие на нем, должны достаточной скоростью для прохождения подобных мест».

Формирование флотилии началось согласно приказанию руководившего антипартизанскими операциями командующего войсками в Енисейской губернии генерал-лейтенанта С.Н. Розанова № 1837 от 18 апреля 1919 г. организация флотилии была поручена мичману (впоследствии лейтенанту) Покровскому и мичману Замяткину. Основными задачами создаваемой флотилии являлись: воспрепятствование захвату судов речного флота противником, оборона берегов в районе реки Означенной и города Енисейска, то есть на протяжении более 1 000 км, борьба совместно с сухопутными войсками с партизанским движением, разведка Енисея и его притоков в военном отношении, перевозка десантных отрядов и организация связи между действующими отрядами сухопутных войск и штабом в Красноярске, контроль над частным судоходством и поддержание порядка на водном транспорте. Флотилия должна была находиться в боевой готовности к 25 мая.

К указанному сроку флотилия была подготовлена, ее база находилась в г. Красноярске. Она состояла из мобилизованных и вооруженных судов гражданского флота и находилась в ведении Военного министерства. Денежное, пищевое и вещевое довольствие личный состав флотилии получал от штаба командующего войсками Енисейской губернии. Штаб также оплачивал стоимость топлива для кораблей флотилии, обеспечивал флотилию артиллерией и боезапасом. При этом в ее снабжении существовали значительные недостатки. В частности, с получением обмундирования для команд (наибольший недостаток ощущался в шинелях, сапогах и теплой одежде). Неудовлетворительным было снабжение артиллерией и боеприпасами: недоставало патронов к пулеметам типа «Митральеза», которые, к тому же, легко выходили из строя; другое артиллерийское вооружение иногда снималось даже в течение навигации.

Лейтенант Покровский так писал об основных принципах, которым он следовал при организации флотилии: «...Я решил формировать флотилию на основании понятий о военном корабле, отряде и т.д., т.е. беря за идеалы Российский военный флот. Я предполагал создать хотя бы небольшую часть личного состава, которую по миновании надобности... на Енисее можно было бы влить в любую флотилию, в любой наш флот. В этом духе были составлены мои табели комплектаций, в этом духе я вел всю работу, и ради этого были затребованы генералом Розановым 5 - 6 морских офицеров, инженер-механик, морские уставы, книги и пособия» (РГАВМФ. Ф. Р-2180. Оп. 9. Д. 1. Л. 1 - 1об.).

Согласно «Положению о Енисейской речной боевой флотилии», во главе ее находился командующий со своим штабом. Во главе каждого корабля был командир, обладавший всеми правами в соответствии с Морским уставом. В отношении общего порядка на корабле в положении было сказано, что «жизнь на корабле должна протекать, согласно Морскому Уставу, без изъятия для всех лиц, как военных, так и служащих по военно-судовой повинности. Капитан остается как судоводитель, но в полном подчинении командира [корабля]» (РГАВМФ. Ф. Р-1722. Оп. 1. Д. 27. Л. 78 - 78об.).

Покровский исполнял обязанности командующего флотилией до 22 мая 1919 г., после чего на срок до 26 июля 1919 г. его сменил капитан 2 ранга М.И. Щербицкий; затем командующим стал вновь Покровский. Щербицкий разумно считал, что создание по образцу военного флота флотилии, имеющей вспомогательные функции, да еще и в условиях партизанской войны и общего отступления на фронте – дело преждевременное. Как писал лейтенант Покровский, «он считал более достаточным поставить флотилию в роде как будто по образцу транспортной флотилии Черного моря». Выразилась эта тенденция проявилась прежде всего в том, что к концу июля 1919 г. по инициативе командующего была предпринята попытка расформирования флотилии и сдачи судов прежним владельцам.

После возвращения на должность командующего лейтенанта Покровского боевая деятельность флотилии продолжилась. Еще в конце сентября он возбуждал вопрос об общем подчинении флотилии Морскому министерству. С этим был согласен и посланный на флотилию министерством для выяснения обстановки капитан 1 ранга Щербачев, который считал, что командующему войсками Енисейской губернии флотилия должна подчиняться лишь в оперативном отношении. Переподчинение флотилии предполагалось осуществить уже во время подготовки к следующей навигации, но осуществиться этому намерению было не суждено из-за общего отступления фронта и ликвидации флотилии.

При небольшом количестве кораблей, личного состава и четко определенных функциях флотилии, и при этом – при отсутствии развитой береговой базы и достаточного количества кадровых морских офицеров, создание подразделения, по своей структуре напоминающего действующий флот довоенного образца, было не вполне реальным и слабо отвечало условиям, в которых действовала флотилия. При этом в том виде, в каком флотилия существовала, она вполне соответствовала возложенным на нее функциям.

Из офицеров флота, помимо лейтенанта Покровского, в составе флотилии числились трое – старший лейтенант Забелин (командовавший действовавшем осенью Минусинским отрядом), мичман Яблоновский (флагманский инженер-механик) и мичман Лидак (командир корабля «Енисейск»). Капитан 2 ранга М.И. Щербицкий командовал флотилией чуть больше двух месяцев. Основой командного состава флотилии были работники речного флота, привлекаемые по вольному найму: на 4 сентября на кораблях флотилии работало 42 человека вольнонаемных речников. Должности командиров кораблей исполняли сухопутные офицеры. Команды, помимо вольнонаемных речников, состояли из сухопутных солдат. Обучение их основам речного дела велось, скорее всего, на местах. Особенно остро на флотилии ощущался недостаток в опытных рулевых и моторных унтер-офицерах, могущих быть инструкторами.

Покровский предполагал зимой 1919 - 1920 гг. создать при флотилии флотскую роту с классами для подготовки специалистов, но этим планам не дано было осуществиться. Всего в сентябре 1919 г. в составе флотилии числился 21 офицер и 147 человек рядового и унтер-офицерского состава, а также команд, состоящих из работников гражданского флота, включенных в состав флотилии по военно-судовой повинности.

В целом ситуация с личным составом обстояла на флотилии весьма напряженно. Наблюдалась катастрофическая нехватка как офицеров-моряков, так и подготовленных кадров рядового и унтер-офицерского состава. В то же время весьма важной оказалась роль гражданских речников, которые не только могли выполнять специфические обязанности, связанные с обеспечением работы судов, но и помогали проведению операций хорошим знанием фарватера и местных особенностей.

Флотилия состояла из мобилизованных и вооруженных судов гражданского флота.

По состоянию на 3 сентября 1919 г. в ее составе числилось: 2 парохода, вооруженных трехдюймовыми орудиями (бывшие буксирные; один из них – «Ангара» – был сдан прежним владельцам), 1 пароход, вооруженный пулеметами, 5 катеров, 2 баркаса, 1 моторная лодка. Вооружены корабли были 3-дюймовыми полевыми орудиями на колесных лафетах, 37-мм. орудиями системы Маклена и пулеметами типа «Митральеза». Борта и рубки пароходов были забронированы двойными железными листами.

Снабжение топливом было организовано следующим образом: каменный уголь получался с находившихся вблизи Красноярска частных угольных копей Баландиной; керосин и бензин для катеров – со складов товарищества Нобеля и из казенных запасов в затоне Красноярска; спирт, использовавшийся для составления топливной смеси для одного из катеров – с казенного винного склада; дрова – со складов Акционерного общества пароходства по Енисею и непосредственно по берегам реки.

Как отмечали офицеры, воевавшие в составе флотилии (в частности, командир флотилии при Минусинском отряде старший лейтенант Забелин), качества кораблей оставляли желать много лучшего. Боевые действия катеров против берега были сопряжены с немалыми трудностями «благодаря, главным образом, абсолютной незащищенности катеров и их тихоходности, что сказывалось особенно при плавании вверх по течению». По мнению большинства офицеров, наиболее желательным для действий на Енисее было бы иметь 2 - 4 хорошо защищенных и быстроходных катера, а также один глиссер для организации связи.

С 22 мая до начала августа корабли флотилии воевали под флагом военных транспортов. С начала августа и до окончания действий флотилии в конце октября – под Андреевским флагом.

Имевшиеся в наличии и мобилизованные суда гражданского флота с трудом могли выполнять задачи, стоящие перед флотилией. Так как снабжение флотилии различным имуществом осуществляла сухопутная армия, то организовано оно было не всегда на должном уровне, особенно в отношении артиллерийского вооружения, которого катастрофически не хватало и на сухопутном фронте. Переброска же дополнительного вооружения и других предметов снабжения из центральных районов Сибири была затруднена как в связи с общей обстановкой (начавшимся отступлением фронта), так и в связи с плохим состоянием путей сообщения.

Енисейская речная боевая флотилия принимала участие в боевых действиях с 1 июня по 1 ноября 1919 г. Основными ее задачами были: высадка десантов, поддержка сухопутных войск артиллерийским огнем и разведывательные функции. С открытием навигации, корабли флотилии получили задачи по несению охранной службы, обстреливая берега реки и обеспечивая судоходство. Река была разделена на участки, причем каждый участок был поручен катеру, который вел в нем разведку, вступал в борьбу с противником, а после освобождения участка патрулировал его. В случае если катер не мог справиться с противником, на помощь ему приходил пароход, вооруженный 3-дюймовыми орудиями.

Первым боевым эпизодом было участие флотилии в Тасеевской операции. 2 июня утром флотилия вышла из Красноярска вниз по реке, конвоируя транспорты с войсками. Командующий флотилией был подчинен начальнику отряда – командиру 3-го Ставропольского полка полковнику Ромерову. Вооруженным пароходам и двум моторным катерам дана была задача охраны всей флотилии, а паровым катерам – функции авангардной разведки. С 2 по 10 июня флотилия спускалась вниз, при этом неоднократно производя высадку десанта в различных районах. Белым противостояли части Тасеевской партизанской армии, в частности Таежный рабочий и Северный отряды. В самом начале июня Таежный отряд занял село Казачинское. Гарнизон белых занял оборону в церкви, которая стояла на высоком фундаменте и была обнесена каменной оградой. Три дня партизаны вели подкоп под церковь, надеясь взорвать ее с помощью имевшегося у них пуда динамита. Только благодаря сильному подкреплению, пришедшему из Красноярска по тракту и на пароходах, положение удалось спасти. Таежный отряд отступил в деревню Мамотово, но вскоре был выбит оттуда десантом с кораблей флотилии, высадившимся выше и ниже деревни. Успех этот оказался недолгим, и вскоре части белых были вынуждены отступить обратно в Казачинское. К 16 июня Таежный отряд сосредоточился в деревне Большая Мурта, но, узнав о приближении основных сил флотилии, его командир Ф.Я. Бабкин принял решение отступить в деревню Посольная. 10 июня сухопутные подразделения были высажены у деревни Савиной и по суше отправились в направление деревни Кулаково на Ангаре. Пехота также была доставлена в село Юксеевское на левом берегу Енисея, откуда началось наступление вдоль берега реки, который был очищен от противника. Катера и часть транспортов с малой осадкой перешли в подчинение лейтенанту Покровскому; оставшимся кораблям и судам под командой капитана 2 ранга Щербицкого была дана задача охранять тыл. Корабли под командованием Покровского должны были идти в Ангару с целью высадки десанта. 11 июня десантом с катеров «Стрела», «Минусенок», «Джой» и «Разведчик» была занята деревня Кулаково. 12 июня десантом с катеров «Стрела» и «Джой» занимается деревня Кондаково. После этого катера выполняли задачи по высадке десантов для занятия различных населенных пунктов и осуществлению разведки. 12 июля, оставив корабль «Енисейск» и часть катеров для охраны берегов, Покровский возвратился в Красноярск вместе с катером «Стрела». Начальником отряда ему было приказано представить офицеров – командиров катеров – к производству в следующий чин, а команды наградить крестами и медалями. В результате Тасеевской операции партизаны были выбиты из села Тасеевское и с берегов Енисея.

В это же время в Красноярске была предпринята попытка расформировать флотилию, разоружив корабли, частично сдав их прежним владельцам. При этом командиры кораблей были названы комендантами. Для участия в Карской экспедиции был разоружен и пароход «Ангара»; из-за плохого состояния прежним владельцам был сдан катер «Александр».

26 июля командующим флотилией вновь стал лейтенант Покровский. С конца июля по первую половину сентября ее корабли несли сторожевую службу в низовьях Енисея, отгоняя противника от берегов. 5 августа два катера – «Стрела» и «Джой» - под общим командованием лейтенанта Забелина были отправлены в Урянхайский край. Пороги катера преодолели по суше. По словам Г. Думбадзе, «впервые в истории России вооруженные катера пришли в столицу Урянхайского края – г. Белоцарск». В дальнейшем из этих двух катеров и катера «Кузнецк» была создана боевая флотилия при Минусинском отряде.

29 сентября катера «Стрела» и «Кузнецк» вышли навстречу прорвавшемуся от Большого порога моторному катеру «Джой». Корабли дошли до деревни Быстрой, где и остановились на ночь. В это же время, не доходя до Быстрой, не имевший защиты «Джой» несколько раз был серьезно обстрелян сухопутной артиллерией и выбросился на берег у станицы Алтайской на левом берегу Енисея. До 1 октября корабли занимались разведкой.

1 октября катера «Стрела» (командир – подпоручик Симеонов) и «Кузнецк» (командир – прапорщик флота Кудряшов) получили задачу обстрелять станицу Бузуново. Станица находилась в узкой и извилистой протоке: красные располагались на левом берегу и островах. Красные дождались, когда корабли окажутся в наиболее извилистом месте, и лишь тогда открыли сильный ружейный и пулеметный огонь. Катера, в свою очередь, открыли огонь из орудия системы Маклена, двух пулеметов и трех винтовок. Вскоре красные были выбиты с острова и отступил за станицу в горы, частично укрепившись в крайних домах и огородах. Через некоторое время они открыли по кораблям флотилии артиллерийский огонь из одной пушки, бывшей в их распоряжении. После этого корабли направились к выходу из протоки. Перед выходом в Енисей, они были еще раз обстреляны с Туранских высот, при этом катер «Стрела» получил несколько пробоин в корпусе выше ватерлинии, одна пуля попала в машинное отделение, разбив масленку и трубопровод для подачи воды. За этот бой катером «Стрела» было расстреляно 195 снарядов, 864 патрона из пулемета и 900 патронов из винтовок. Действия кораблей, отвлекавшие красных, дали возможность переправиться отступающим частям сухопутной армии.

12 сентября партизанская армия Щетинкина и Кравченко без боя заняла Минусинск. Еще 9 сентября вечером на пароходе «Красноярец» к Минусинску были отправлены батальон и батарея 3-й дивизии чехословаков, но помощь эта пришла слишком поздно. В тот же день командующий флотилией лейтенант Покровский вызвал с севера действовавшие там катера. 20 сентября он с катерами «Минусенок» и «Кузнецк» вышел вверх по течению, уже 22-го он был у начальника Минусинского отряда генерала Барановского, которому предложил мобилизовать и вооружить пароходы «Иртыш» и «Обь», чтобы отбить Минусинск с помощью десанта с этих кораблей. Реализовать этот план было вполне возможно. Гораздо труднее было бы закрепить успех и удержаться в городе сухопутным войскам. По разным причинам отправка пароходов, их бронирование и вооружение задержались: «Иртыш» (забронированный и вооруженный) пришел из Красноярска лишь 2 октября. Начался период Минусинских операций.

1 октября катер «Минусенок» (командир – подпоручик Шлыков) в районе деревни Подсиней обстрелял артиллерийским и пулеметным огнем паром, на котором переправлялись кавалерийские части красных: паром получил несколько попаданий и выбросился на мель. Также катером были обстреляны два обоза противника, направляющиеся от парома к Минусинску и деревня Подсиняя, при этом и сам катер находился под огнем неприятеля, который велся с острова Тагарского. 2 октября «Минусенок» находился в устье реки Абакан. В 9 часов утра с правого берега Енисея противник открыл артиллерийский огонь по катеру, выпустив 15 снарядов; катер снялся с якоря и пошел вниз по течению в протоку Черногорских копей. Во время движения, вплоть до Татарского переката, он постоянно находился под ружейным и пулеметным огнем. Ответным огнем, открытым из орудия Маклена и пулемета, красные были разогнаны, при этом было подбито три горных пушки. Сам катер получил три подводные пробоины, в том числе одну – в корме, через которую он принял немало воды.

До 11 октября корабли вели разведку, время от времени вступая в перестрелку с противником. 11 октября «Минусенок» вступил в бой с красными у деревни Комарково. Катер был обстрелян пулеметным и залповым ружейным огнем одновременно с разных сторон: с Комарковского быка, с территории самой деревни, с близлежащей сопки и с острова напротив деревни. «Минусенок» отвечал на огонь красных огнем из пулеметов, винтовок и из орудия системы Маклена. Пулеметы вскоре вышли из строя. На катере было ранено четыре человека, один из которых впоследствии скончался. Так как среди раненых был лоцман, то командир «Минусенка» вскоре повернул обратно. Катер получил шесть подводных пробоин, а также попадания в надстройку и машинное отделение. За бой было израсходовано 200 артиллерийских снарядов, 600 пулеметных и 400 винтовочных патронов.

12 октября корабли «Иртыш» и «Тобол» повторно попытались подойти к деревни Подсиняя. У деревни Комарково они также были обстреляны с разных сторон, при этом бронированные рубки легко пробивались. Пробиться к деревне корабли не смогли и вскоре вернулись назад, имея по два тяжелораненых артиллериста.

13 октября у деревни Потрошилово столкновение с красными имели корабли «Тобол» и «Стрела», посланные к деревне для противодействия возможной переправе противника. Красные начали обстреливать их в районе перевоза. С кораблей ответили огнем из орудий, пулеметов и винтовок, после чего стали продвигаться вперед. Но дойти они смогли лишь до поворота реки, где начинался перекат и было мало воды. В этот момент на катере «Стрела» конденсатор стал всасывать мелкие камни и засорился, машина начала давать сбои, и катер стало выносить к правому берегу. Спасти положение удалось лишь благодаря находчивости машиниста Алексея Капустина: он смог быстро удалить все камешки из конденсатора, после чего машина заработала вновь. На «Стреле» было выпущено 175 артиллерийских снарядов, 783 пулеметных и 668 винтовочных патронов. За время боя на «Тоболе» было ранено два человека.

13 октября, убедившись в невозможности пройти вверх по Енисею, командующий флотилией на «Минусенке» вышел в Новоселово с целью доложить по телеграфу командующему войсками об обстановке и мерах, необходимых для спасения кораблей. 16 октября флотилия ушла вниз по течению, с трудом преодолев перекаты: в частности, «Иртыш» преодолел Чаешный перекат за пять часов. 18 октября командующий получил приказание вести корабли в Красноярск, куда и прибыл уже 21-го. 1 ноября все корабли флотилии встали в затон, механизмы были частично разобраны и сданы на берег. Часть команды осталась на кораблях для охраны, остальные были списаны на берег.

Однако многие проблемы, возникшие еще в период создания флотилии, так и не были решены. Начальник Управления по Оперативной части флота писал в рапорте начальнику Морского Хозяйственного управления: «14 - 15 ноября сего года (1919. – Авт.) при остановке в Красноярске к Морскому министру (Контр-адмиралу М.И. Смирнову. – Авт.) явился лейтенант Покровский, командующий Речной Боевой флотилией и доложил о бедственном положении личного состава флотилии, не получавших содержания за несколько месяцев, не обмундированных и принужденных продавать собственные вещи для поддержания своего существования. Невыдача содержания местными властями объяснялась разницей в окладах содержания, присвоенных чинам флотилии и окладах сухопутного ведомства». Чтобы помочь морякам (несмотря на то, что финансирование флотилии осуществлялось Военным ведомством), морской министр распорядился выдать им в виде аванса 150 000 руб., из сумм, предназначенных на секретные расходы, что и было исполнено.

В одном из документов так освещается состояние Енисейской речной боевой флотилии: «Речная флотилия расформирована и переведена в Штурмовой батальон. В виду того, что пароходы оставлены без надзора и ремонта [возможна] выморозка судов и машин, которые от морозов могут быть испорчены, а также в затоне [оставлен] склад снарядов и артиллерии без надзора. Желательно перевести всех обратно с сокращением офицерского состава, т.к. офицеров на 200 солдат 12 - 15 человек. Можно было бы оставить начальника команды, двух младших офицеров…» (РГАВМФ. Ф. Р-776. Оп. 1. Д. 3. Л. 5).

Командующий войсками Енисейской губернии признал необходимость дальнейшего существования флотилии, поэтому на будущую навигацию строились обширные планы. В частности, предполагалось подчинить флотилию Морскому министерству, усилить вооружение, подготовить специалистов. На зимний период командующий войсками предполагал построить блокгауз на господствующей над Красноярском вершине, поместить туда личный состав флотилии и дать в его распоряжение одно тяжелое орудие. Но всем этим планам не было дано осуществиться в связи со стремительным отступлением фронта и захватом Красноярска красными 6 января 1920 г.

На проведении боевых операций флотилии отрицательно сказалось отсутствие единого командования со стороны сухопутного начальства. Непосредственно флотилия была подчинена начальнику Минусинского отряда генералу Барановскому. Наравне с ним оперативные приказания отдавал начальник Усинско-Урянхайского края генерал Попов, а также его штаб. После появления в штабе генерала Попова старшего лейтенанта Забелина последний был назначен командующим флотилией при Минусинском отряде, что фактически привело к двоевластию в управлении флотилией. При этом штаб командующего Минусинским отрядом перестал докладывать оперативную обстановку командующему флотилией лейтенанту Покровскому. Видимо, не всегда докладывалась она и старшему лейтенанту Забелину. Сухопутное командование зачастую не в должной мере оценивало самоотверженные, хотя порой и малоэффективные (в силу объективных причин) действия кораблей. По словам лейтенанта Покровского, полковник Феофилов, получив доклад о боях «Минусенка», «Иртыша» и «Тобола» 10 - 12 октября, заявил: «Хорошо, что они [красные] патроны расстреливают в большом количестве» (РГАВМФ. Ф. Р-2180. Оп. 9. Д. 1. Л. 3 - 3об.).

В целом же создание Енисейской речной боевой флотилии было весьма своевременно, ибо во многом за счет ее действий удавалось сдерживать активное наступление партизан, причем особенно эффективными были: высадка десантов и отвлечение противника от операций на суше, путем втягивания его в перестрелку. Недостаточная результативность перестрелок с противником объясняется недостатками материальной части кораблей, вызванной объективными причинами, в частности, отсутствием судов, подходящих для вооружения, нужной артиллерии, подходящей брони. Эффективность действий флотилии также сильно снижалась вследствие отсутствия единого командования. Несмотря на короткий срок и крайнюю ограниченность средств, бывших в распоряжении создателей флотилии, можно сказать, что ее создание полностью себя оправдало.

Корабельный состав Енисейской речной боевой флотилии

(Тактико-технические данные пароходов и катеров приведены в следующей последовательности: грузоподъемность; длина х ширина (для колесных пароходов – с кожухами) х осадка (порожняком/в грузу), в метрах; материал корпуса; мощность двигателя в индикаторных лошадиных силах(двс – двигатель внутреннего сгорания; во всех остальных случаях имеются ввиду паровые машины); скорость (порожняком/при буксировке); численность команды; вооружение).

Пароходы

Ангара. Бывший винтовой буксирный пароход. Построен в 1910 г. на заводе Цезаря Вильгельмиа в Козеле (Германия). Летом 1919 г. сдан прежним владельцам. Дальнейшая судьба неизвестна. 100 т; 39,9 Х 6,4 Х 1,6/1,77; железо; 500 л.с.; 14/5 верст в час; 31 чел.; 2 орудия.

Енисейск. Бывший винтовой буксирный пароход. Построен в Англии. Принадлежал Томскому округу МПС. В январе 1920 г. включен в состав Енисейской флотилии красных. В апреле 1920 г. сдан Главному управлению водного транспорта НКПС (далее – Главод). Списан в 1954 г. 72 т; 42,6 Х 6,5 Х 1,8/2; железо; 700 л.с.; 15/5 верст в час; 29 чел.; 1-3” полевое орудие обр. 1900 г. на колесном лафете, 2 пулемета.

Инородец. Бывший колесный буксирно-пассажирский пароход. Построен в 1893 г. в Тюмени на заводе Ромашева. Принадлежал Средне-Сибирской компании пароходства и торговли (г. Красноярск). Дальнейшая судьба неизвестна. 35,5 Х 8,9 Х 0,75/0,96; железо; 90 л.с.; 15 чел.

Иона. (До 1909 г. - «Рыбак»; с 1909 по 1916 гг. – «Дачник»; с 1916 г. – «Иона»; с 1920 г. – П-100; с 1925 г. – «Рыбак») Бывший винтовой буксирный пароход. Построен в 1904 г. в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе. На момент зачисления в ЕРБФ принадлежал Северо-Енисейскому рыбному товариществу. В январе 1920 г. принят в состав Енисейской флотилии красных. В апреле 1920 г. сдан Главоду. Списан в 1927 г. 4,8т; 17,37 Х 3,2 Х 1,14/1,37; железо; 80 л.с.; 8/3-4 верст в час; 2 пулемета.

Иртыш. Бывший винтовой буксирный пароход. Построен в 1910 г. Германии. Принадлежал МПС (?).В начале января 1920 г. вошел в состав Енисейской флотилии красных. 23 января 1920 г. передан Главоду. 38,2 Х 6,5 Х 1,4; железо; 500 л.с.;2 – 37 мм орудия, два пулемета.

Красноярец. Бывший винтовой товаро-пассажирский пароход. Построен в 1894 г. Корпус – на заводе Матвеева в Красноярске, машины и котлы – в Выборге (Финляндия). Принадлежал Ф.Г. Черепанову (г. Красноярск). Дальнейшая судьба неизвестна. 19,2 т; 30,7 Х 4,2 Х 0,8/1,25; железо; 100 л.с.; 10 чел.

Обь. Бывший винтовой служебный пароход. Построен в 1894 г. в Або (Финляндия) на заводе Крейтон и К?. Принадлежал Томскому округу МПС. Дальнейшая судьба неизвестна. 45,7 Х 6,4 Х 0,8; железо ; 400 л.с.; 28 чел.

Тобол. Бывший винтовой буксирный пароход. Построен в 1912 г. в Германии. Принадлежал МПС(?). Дальнейшая судьба неизвестна. 29,7 Х 5,2 Х 1,24; железо; 200 л.с.

Катера

Абакан. Построен в Англии в 1915 г. В январе 1920 г. принят в состав Енисейской флотилии красных. 4 апреля 1920 г. перечислен в состав Сибирской речной флотилии (красной). Весной 1921 г. сдан Главоду. 0,48 т; 12,9 Х 3 Х 0,59; дерево; 36 л.с.; 11 верст в час; 2 чел.

Александр. Бывший служебный катер. Построен в 1909 г. в Финляндии на заводе Лихтаниели. В конце лета 1919 г. сдан прежним владельцам. 8 т; 12,8 Х 2,8 Х 0,57/0,88; железо; 72 л.с.; 8/6 верст в час; 4 чел.

Джой. Построен в 1912 г. в США. 29 сентября 1919 г. был обстрелян сухопутной артиллерией и выбросился на берег у станицы Алтайской на левом берегу Енисея. 14,6 Х 2,7 Х 1,06; 75 л.с.(двс); 12 верст в час; 4 чел.; 2 пулемета.

Ерш. Построен в 1912 г. в Финляндии на заводе Або. Дальнейшая судьба неизвестна. 9,75 Х 2,1 Х 0,43; дерево; 15 л.с.; 15 верст в час; 2 чел.

Заря. Моторная лодка.

Кормилец. Бывший служебный катер. Построен в 1913 г. в Финляндии на заводе Литониели. Летом 1919 г. затонул в Казачинском затоне. 6,4 т; 12,2 Х 2,4 Х 0,53/0,71; железо; 25 л.с ; 6/4 верст в час.; 4 чел.

Кузнецк. Бывший служебный катер. Построен в Казанской губернии в Звениговском затоне. В январе 1920 г. принят в состав Енисейской флотилии (красных). В апреле 1920 г. сдан Главоду. 19,1 Х 3,35 Х 1,01; железо; 75 л.с ; 6/2 версты в час.; 15 чел.; 2 пулемета.

Минусенок. Бывший служебный катер. Построен в 1913 г. в Финляндии, на заводе Ятес Тайпале. В январе 1920 г. принят в состав Енисейской флотилии (красных). В апреле 1920 г. сдан Главоду. 21,3 Х 3,6 Х 0,75/0,88; железо; 70 л.с.; 8/5[1]/4 версты в час; 5 чел.; 2 пул.

Разведчик (№ 28). Построен в 1918 г. в Красноярске. В январе 1920 г. принят в состав Енисейской флотилии (красных). В апреле 1920 г. сдан Главоду. 15,3 Х 2,9 Х 1,06; дерево; 45 л.с. (двс); 12/9 верст в час; 4 чел.; 2 пулемета.

Стрела. Бывший служебный баркас. Построен в 1895 г. в Або (Финляндия) на заводе Крейтон и К?. Принадлежал Томскому округу МПС. В январе 1920 г. принят в состав Енисейской флотилии (красных). 4 апреля 1920 г. перечислен в Сибирскую речную флотилию, в марте 1921 г. – в Амурскую флотилию. В 1922 г. сдан Областному управлению водного транспорта Амурского бассейна. 4 т; 24,1 Х 3,1 Х 0,8/0,9; железо; 75 л.с.; 8 верст в час; 12 чел.; 2 пул.

Дневники и воспоминания:
Думбадзе Г. То, что способствовало нашему поражению в Сибири в Гражданскую войну // Белая Гвардия. № 1. М., 1997.

Исследования:
Кадесников Н.З. Краткий очерк Белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917 - 1922 гг. Л., 1991.
Кузнецов Н.А. Андреевский флаг над Енисеем // Белая Гвардия. № 5. М., 2001.

Архивные документы:
Российский государственный архив Военно-морского флота.
Ф. Р-1722 - Морское министерство белогвардейского правительства Колчака, г. Омск.
Ф. Р-2180 - Речные флотилии Всероссийского правительства (белых).

Назад     На главную

 

 


Hosted by uCoz