Назад     На главную

Статья опубликована с разрешения автора

Максим Царенко
Войсковой герольдмейстер Черноморского казачьего войска. Подъесаул.

Пограничники в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.

         В русско-японской войне 1904-1905 гг. подразделения Отдельного Корпуса Пограничной Стражи приняли самое активное участие. Из-за прекрасного знания местности и неплохой выучки, а также боевого опыта, приобретенного в 1900-1901 гг., частям Заамурского округа поручали самые ответственные задания. Сотни и роты Заамурского округа ОКПС вели авангардные и арьергардные бои, разведку, выполняли роль штурмовых частей, несли противодиверсионную службу.
В арьергардном бою на Янзелинском перевале 18 июля 1904 г. отличилась 1-я Заамурская конно-горная батарея (артиллерийские подразделения были созданы в округе вскоре после начала войны). В решающий момент боя пограничники-артиллеристы на руках выкатили орудия на открытую позицию и прицельными залпами смели наступающих японцев, чем дали возможность отойти пехоте на запасной рубеж обороны.

17 августа того же года близ селения Мастунь (неподалеку от Ляояна) 19-я рота под командованием ротмистра В. Виторского вела бой в окружении. Потеряв более половины личного состава убитыми и ранеными, израсходовав все боеприпасы, пограничники предприняли попытку прорыва. В штыковую атаку роту повел раненый командир. За этот бой ротмистр В. Виторский был удостоен ордена Св. Георгия 4 ст., немало солдат получили Георгиевские кресты. Уже после окончания войны академиком Симокши была написана картина «Прорыв 19-й роты под Ляояном». Командование Заамурского округа преподнесло картину в подарок Императору, который, по свидетельствам современников, подолгу рассматривал полотно.
Проявили себя пограничники и в борьбе с японскими диверсантами. 30 марта 1904 г. разъезд 26-й сотни под командованием урядника П. Гетина задержал возле ст. Турчиха двух переодетых китайцами японских офицеров, подосланных с целью взорвать железнодорожное полотно.

Важную роль сыграли пограничники в обороне Порт-Артура. Сводный Заамурский отряд (21-я и 36-я роты) под командованием подполковника П. Бутусова использовался как как штурмовое подразделение и для ведения разведки. В ноябре 1904 г. пограничники отбили у противника гору Высокую, имевшую стратегическое значение. При этом был смертельно ранен подполковник Бутусов. По представлению генерал-майора Р. И. Кондратенко отважный офицер был посмертно удостоен ордена Св. Георгия 4 ст.
В апреле 1905 г. российское командование не имело достаточной информации о дислокации японских частей в Северной Корее. С целью усиленной разведки были отправлены две сотни заамурцев под командованием ротмистров Платонова и Колесникова. Во время рейда протяженностью 2000 верст были добыты важные сведения, необходимые командованию, но в одной из стычек погиб командир Сводного отряда ротмистр Платонов.
Стоит ли напоминать о том, что глубинная разведка всегда была «специализацией» казаков, которых в отряде было немало!
До подписания Портсмутского мира пограничники вели разведку, охраняли тылы действующей армии. Известен случай, когда рядовой 4-го Заамурского пограничного железнодорожного батальона Персиц (ранее служивший в уголовном розыске и знавший несколько языков) был откомандирован в Харбин, где должен был организовать сеть информаторов, но позитивных результатов Персицу добиться не удалось.
Во время войны погибло 11 офицеров-пограничников и 125 нижних чинов, 20 офицеров и 399 нижних чинов было ранено. За заслуги в русско-японской войне 1886 пограничников были награждены орденами и медалями.

1-я, 2-я и 6-я Заамурские конно-горные батареи получили Георгиевские серебряные трубы с надписью: «За бой 18-го июля 1904 года на Янзелинском перевале» (1-я батарея), «За отличие в войну с Японией 1904 и 1905 годов» (2-я и 6-я батареи). Георгиевские серебряные сигнальные рожки получили 19-я рота («За Ляоян 17-18 августа 1904 года»), 21-я и 36-я («За Порт-Артур 13 мая-22 декабря 1904 года»). Знаки в виде металлической ленты на головные уборы («За отличие в войну с Японией в 1904 и 1905 годах») получили 20-я, 22-25-я, 35-я, 41-я, 42-я, 53-55-я роты и 2-4-я, 7-я, 8-я, 10-я, 13-я, 16-я, 22-я, 24-я, 26-я, 37-я, 39-43-я, 45-я, 47-я, 48-я, 51-я, 53-я, 55-я сотни.  9 июля 1907 г. Император Николай II пожаловал 1-му Заамурскому пограничному конному полку (сформированному на базе конных сотен весной 1907 г.) Георгиевский штандарт с надписью: «За отличие в войну с Японией 1904 и 1905 годов»).

С самого начала войны и до последних ее дней солдаты и офицеры пограничных частей Заамурского округа отважно исполняли свой воинский долг, демонстрируя высокую организацию, казачью сноровку и самопожертвование. Как свидетельствуют историки, война 1904-1905 гг. была единственной в ХХ веке, где потери России были меньше потерь ее противников. К сожалению, мужество и героизм солдат и офицеров низшего звена был сведен на нет грубыми просчетами высшего командования. Вообще, русско-японская война с ее печальными последствиями была результатом целого комплекса ошибок политического и военно-стратегического характера, допущенных высшим руководством Империи.

 

Назад     На главную

 

 


Hosted by uCoz