Назад     На главную

Анатолий Семенов

О казачьей государственной службе

Стремление казаков к укреплению российской государственности, обеспечению безопасности и целостности державы нашло отражение в создании 20 января 1996 г. Главного управления казачьих войск при президенте Российской Федерации.
В казачестве издавна существовали принципы демократизма, выборности, открытости и ответственности друг перед другом, которые позволяли воспитывать высокопреданных государству людей, дорожащих семейной честью, бережно относящихся к своим корням. Казачью службу несли не только представители славянских народов, но и калмыки, буряты, башкиры, татары, осетины, якуты и др.
Непреходящие ценности личной свободы и коллективизма, прав и обязанностей перед обществом, самоуправления, самоорганизации и соблюдения государственных интересов особенно необходимы сейчас российскому обществу.
Сегодня восстанавливается некогда трагически нарушенная связь времен. Это весьма деликатная сфера деятельности, требующая учета исторического прошлого, современных реалий, взвешенных, выверенных шагов в будущее. Нужно время, ибо невозможно в одночасье возродить российское казачество, которое почти 80 лет находилось в забвении. Это объективно необратимый процесс, его нельзя искусственно ни ускорять, ни тормозить.

Казачество - какое оно в наши дни?

В России за последние годы были официально зарегистрированы 464 казачьи организации (общественные, охранные, коммерческие, производственные) в 75 субъектах Федерации (1).
В процессе формирования государственного реестра войсковых казачьих обществ выявлен потенциал российского казачества, его возможности по несению государственной и иной службы, экономические ресурсы.
В государственный реестр внесено 10 войсковых и 2 окружных казачьих общества. Добровольно изъявили желание нести государственную и иную службу около 300 тыс. человек, проживающих на территории 40 субъектов Федерации. Постепенно на государственной основе объединяется большинство существующих казачьих организаций. Решается вопрос о внесении в государственный реестр в составе уже существующих войск отдельных казачьих структур, расположенных на территориях Поволжья, Урала, Сибири и Хабаровского края.
Необходимы время и кропотливая повседневная работа, чтобы, преодолев разногласия, выработать взаимоприемлемые подходы к решению имеющихся проблем со стороны как казачьих организаций, так и органов власти в регионах. На государственном уровне казаков не делят на реестровых и нереестровых.
В настоящее время идет конструктивная работа по реальным договорам с федеральными министерствами и ведомствами, их структурами на местах. Деловое взаимодействие с органами власти в субъектах Федерации позволяет преодолевать скептицизм или негативное отношение к казачеству, которые были или еще остаются у чиновников.
Казачьи организации становятся полноправными и уважаемыми участниками экономических, социальных и других процессов, происходящих в регионах. Казаки превращаются в организованную силу, которая способна работать на созидание.

Нормативная правовая база

Процесс государственного становления казачества осуществляется в рамках Конституции, в пределах существующего правового поля.
С начала 1996 г. до середины 1998 г. президент России подписал 26 указов и распоряжений, относящихся к казачеству. Главные среди них: Положение о Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации, Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, указ "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы", указ "Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ", указ "О проведении эксперимента по невойсковой охране отдельных участков государственной границы Российской Федерации" (2) (см. приложение 2).
Принципиально важными для казачества явились постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие порядок формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам и режиме его использования, определяющие размеры безвозмездной финансовой помощи на строительство индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ (3). На основе этих указов и постановлений федеральными министерствами и ведомствами издано около 20 нормативных актов (4), раскрывающих механизм их реализации на практике.
В регионах формируется нормативная правовая база по казачеству с учетом местной специфики, принимаются концепции, программы развития казачьих обществ. В субъектах Российской Федерации издано порядка 240 нормативных правовых актов по проблемам казачества, приняты три закона (в Калмыкии, Приморском и Краснодарском краях). Не все эти документы безупречны с правовой точки зрения. Но они свидетельствуют о стремлении властей регионов разумно использовать потенциал казачества.
Важным шагом на пути государственного становления казачества стал указ президента "Об установлении чинов и форме одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, не проходящих государственную службу" (5).

Взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами

Создавая условия для привлечения казаков к государственной и иной службе, органы исполнительной власти всех уровней исходят из принципов равенства граждан перед законом, учета интересов всех ветвей власти, поэтапного развития казачьих обществ, а также их постепенного перехода на самоокупаемость.
Казаки привлекаются к военной службе, охране государственной границы, общественного порядка, объектов государственной и муниципальной собственности, природоохранной и иным видам службы.
Казаками комплектуются 15 воинских частей Минобороны России и 42 погранзаставы Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС). Распоряжением директора ФПС военнослужащим погранзастав разрешено носить шеврон о принадлежности их к войсковому казачьему обществу.
К невойсковой охране государственной границы привлечены Уссурийское, Забайкальское и Сибирское войсковые казачьи общества. МВД создало более 500 добровольческих казачьих дружин по охране правопорядка численностью до 18 тыс. человек. Трудятся казаки в природоохранной и экологической службе. Отрабатываются вопросы привлечения казачества к охране таможенных границ.
В 1997 г. войсковыми казачьими обществами заключено 39 договоров о несении службы, благодаря чему создано порядка 35 тыс. рабочих мест. Неплохо этот процесс организован во Всевеликом войске Донском, Волжском, Сибирском и Уссурийском войсках. Наряду с обеспечением работой казаки, атаманы имеют возможность повышать профессиональную подготовку в Российской академии государственной службы и ее региональных отделениях.

Организация государственной и иной службы

Постепенно выстраивается государственная вертикаль управления казачьими обществами.
1. Создано Главное управление казачьих войск при президенте Российской Федерации.
2. В федеральных министерствах и ведомствах, заинтересованных в использовании потенциала казачества (Минобороны, ФПС, МВД, Минсельхозпроде, Рослесхозе, Госкомземе), созданы соответствующие структуры.
3. В органах исполнительной власти субъектов Федерации созданы соответствующие структуры: департаменты, управления, комитеты, комиссии, отделы, имеются уполномоченные по казачеству. В ряде регионов соответствующие уполномоченные имеются и в районах. Отдельные главы районных администраций являются атаманами казачьих структур (6).
4. Атаманы войск, избранные кругом казаков, по представлению Главного управления утверждаются президентом России, представляются руководителям субъектов Федерации на уровне заместителя председателя Правительства России. Они назначаются на должности федеральных государственных служащих.
5. Атаманы окружных (отдельских) казачьих обществ по представлению атаманов войск и атаманы отдельных округов (отделов) назначаются в ряде регионов на должности в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления.
6. В депутатский корпус субъектов Федерации входят и члены казачьих обществ (7).
Очевидно, что процесс государственного становления казачества необратим. В то же время динамика этого процесса во многом зависит от государственной поддержки. Государство оказывает эту поддержку, формируя правовую базу, создавая условия для организации службы казачества, совершенствования форм хозяйствования казачьих обществ. Правда, не везде и не все сразу получается.
Но даже в условиях экономических трудностей, переживаемых страной, Правительство России рассматривает вопрос об утверждении Федеральной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ, внесенных в госреестр. Программа, рассчитанная до 2000 г., разработана с участием ряда федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, войсковых казачьих обществ и включает в себя 11 региональных программ и более 20 бизнес-планов по конкретным проектам. Фактически она является концепцией первоначального этапа государственного становления казачьих обществ.
Формируется целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам. На начало 1998 г. фонд общей площадью 130 тыс. га создан на территориях 24 субъектов Российской Федерации. Полезные экономические предложения разработаны и реализуются непосредственно в войсках.
Воспитание молодежи и духовное окормление членов казачьих обществ
Без работы на этих направлениях нельзя испытывать уверенность в будущем казачьих войск. Большое значение имеет опыт общественных организаций казаков, много сделавших и делающих для возрождения казачьих традиций, сохранения самобытной казачьей культуры, развития духовности. Казачьи войска приумножают этот опыт: созданы и действуют казачьи ансамбли, кадетские корпуса, кадетские классы, воскресные школы и оздоровительные лагеря. Проводится допризывная подготовка казачьей молодежи, осуществляется патронаж со стороны атаманских правлений за несением казаками службы в войсковых частях; восстанавливаются храмы и памятники (8). Прививается любовь к казачьей форме.
На новый уровень поднимаются отношения казачьих обществ с религиозными организациями. Завершается работа по установлению особого статуса духовного окормления казачьих войск Русской православной церковью, мусульманским и буддийским духовенством России.
Важным и сложным вопросом является информационное обеспечение работы по возрождению российского казачества. Если бы каждый казак знал о политике федерального центра, позиции руководства того или иного региона России в отношении казачества, процесс государственного становления шел бы быстрее и увереннее.
Постепенно ситуация меняется к лучшему. В войсках налаживается выпуск информационных бюллетеней и газет. В средствах массовой информации все чаще появляются публикации, отражающие конструктивную деятельность казачества. В Интернете появилась страница Главного управления. Заключено соглашение о сотрудничестве между Главным управлением (а значит, и казачьими войсками) и Генеральной дирекцией ОРТ.
Особое место в этой работе занимает выпуск информационного бюллетеня ГУКВ - единственного издания по вопросам казачества, в котором публикуются в комплексе эксклюзивные материалы, документы о современном казачестве.

* * *

Пройден наиболее трудоемкий - организационный - этап государственного становления казачества: Главное управление разработало перспективный комплекс мероприятий, призванных ответить на стоящие перед российским казачеством вопросы. Совместными усилиями, объединив интеллектуальный потенциал, сочетая исторический опыт с мудростью и житейской практикой, органы государственной власти и казачьи общества выходят на новый уровень взаимодействия развития российского казачества.
Примечания
1. Основные сведения об общественных объединениях казаков, распределении их по субъектам Российской Федерации, данные о регистрации в органах юстиции на 1996 г. см.: Объединение казаков и их правовое обеспечение 1990-1996 гг. // Информ. бюл. Глав. упр. казачьих войск при президенте Рос. Федерации (далее - Информ. бюл. ГУКВ). - 1996. - №1. - С. 8-57.
2. Там же. - С. 83-105.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. №667 "Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования" // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 3023.
4. Перечень ведомственных нормативных актов см.: Информ. бюл. ГУКВ. - 1996. - №1. - С. 82.
5. Указ президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. №447 "О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - №18. - Ст. 2016.
6. Сводные данные о госструктурах, занимающихся казачеством в субъектах Российской Федерации, см.: Информ. бюл. ГУКВ. - 1996. - №1. - С. 58-69.
7. О представительство казаков в структурах власти субъектов Федерации см.: Там же. - С. 70-77.
8. Комплексные данные о существующих в настоящее время казачьих культурных центрах, музеях, фольклорных коллективах, казачьих учебных заведениях, взаимодействии казаков с церковью см.: Казаки на службе России: Информ. бюл. ГУКВ. - 1997. - №2.

Московский центр Карнеги http://www.carnegie.ru/ru/

Назад     На главную

 

 


Hosted by uCoz