Статья опубликована без разрешения автора. Претензии mon84@mail.ru Сергей Чекалин Куда несетесь вы, крылатые станицы ? Если бросить с высоты взгляд на предгорье Кавказа, то словно стая белых журавлей раскинули свои крылья казачьи станицы по берегам Терека и Кубани, по степным балкам и увалам, на плоскогорье среди горных дубрав и минеральных источников. Впереди манят взор снежные вершины Кавказского хребта, ближе у подножия гор пламенеют багрянцем буковые и кизиловые леса, желто-зелеными квадратами чередуются пшеничные и кукурузовые поля. И над всем стоит прозрачная синь небес. Будто присели станицы-журавли отдохнуть перед дальней дорогой.
Застыли станицы в своем стремительном разбеге, широким полукружьем опоясывая южные границы России в предгорьях Кавказа, как бы олицетворяя собой известное стремление казачества расширять и крепить пределы государства Российского. Многое помнят станицы, живые свидетельницы былой казачьей славы, хранительницы старых обычаев и устоев казачьей жизни. Когда-то основу Кавказской линии, протянувшейся на многие сотни верст вдоль Терека, Малки и Кубани, составляли крепости, редуты и другие укрепления. Но как бы ни сильны были эти опорные пункты, русское правительство понимало, что с одной только регулярной армией не одолеть беспокойного Кавказа и лучшим средством замирения края является заселение его казачьими станицами. Понимали это и горцы. Они говорили: Линейные казаки, на которых, помимо освоения новых земель и ведения собственного хозяйства, легла вся тяжесть беспокойной кордонной службы с ее ночными дозорами и частыми тревогами по отражению набегов немирных горцев, являли собой образец мужества и стойкости русских людей. Недаром скупой на похвалы генерал А. П. Ермолов писал: «Полное уважение мое приобрели линейные казаки. Прежде я видал их небольшими частями и не так близко, но теперь могу судить о храбрости их и о предприимчивости. Конечно, изо всех многоразличных казаков в России едва ли есть подобные им». В 1860 году Кавказская линия была разделена на две области: правую — Кубанскую и левую — Терскую. Соответственно из линейных казаков были образованы Кубанское и Терское казачьи войска, которым присвоили в обмундировании отличительные цвета — первому красный, а последнему — голубой. Кубанское войско комплектовалось, в основном, из потомков запорожских казаков, которые переселились на Кубань еще при Екатерине П. Мирные отношения между гребенцами и чеченцами испортились в начале XVIII века из-за того, что, с одной стороны, в среду чеченцев проникло мусульманство и турецкое влияние, враждебное русским, а с другой — чеченцам пришлось испытать крайне разорительное нашествие степняков-калмыков, которые пользовались поддержкой русских властей. Участившиеся к этому времени набеги со стороны чеченцев принудили русское правительство озаботиться укреплением граничной с Предкавказьем линии вдоль Терека, почему генерал Апраксин предложил в 1711 году гребенцам переселиться на левый берег реки, где и возникли пять гребенских станиц: Червленная, Щедринская, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская. Но надеждам гребенцев обезопасить себя от набегов не суждено было оправдаться, а между тем они лишились привольных и плодородных юртов своих по правому берегу, переданных русским правительством мирным горцам. Позднее, во времена Кавказской войны. Линия стала заселяться казачьими семьями с Дона и Волги и переселенцами из южных губерний России. Но гребенские казаки на Тереке продолжали оставаться ядром формирования терского казачества. Недаром старшинство Терскому войску было назначено по Кизляро- Гребенскому полку с 1577 года, когда по велению царя Ивана Грозного воеводою Лукьяном Новосильцевым был построен на Тереке близ впадения Сунжи городок Терки, при котором, гребенские казаки «начали держать отъезжие караулы и отправлять другие службы Царские». А теперь перенесемся мысленно в середину прошлого столетия и познакомимся с обстановкой и жизнью казаков на Линии. В большинстве случаев казачьи станицы на Тереке и Кубани строились по общему плану. Прямые улицы рассекали станицу вдоль и поперек. Посреди станицы оставляли место для просторной площади, где у станичного правления казаки собирались по тревоге и проводили общественные сходы. Здесь же на площади размещалась церковь. Со всех четырех сторон линейная станица обычно окапывалась глубоким и широким рвом, по внутреннему краю которого насыпался окружающий станицу вал, увенчанный плетневой оградой с колючим терновником. С двух сторон станицы устанавливались въезды — крепкие ворота. У ворот часовые и «вестовая» пушка. Церкви во многих станицах имели каменные ограды с бойницами. Это было последнее убежище для жителей в случае, если горцы ворвутся через станичные ворота. В промежутках между станицами тянулся «кордон» — цепь сторожевых постов, между которыми в подходящих местах на ночь закладывались секреты, обычно в плавнях Терека и Кубани, главной обязанностью которых было следить за переправой неприятельских партий и вовремя доносить об этом на посты и в ближайшие станицы. Донесения о заранее ожидаемых прорывах посылались по постам открытыми «цыдулами», ставившими всю Линию в известность о грозящей опасности. Таким образом, помимо сторожевого назначения, посты исполняли и обязанности полевой почты, перевозя казенные и частные пакеты вдоль Линии. Если пакет с донесением или приказанием нужно было передать срочно, без малейшего промедления, то к нему пришивалось орлиное (или иное какое) перо, и такой пакет получал имя «летучки». Чеченцы обыкновенно делали набеги малыми партиями для отбития станичного или хуторского скота или взятия в плен неосторожных казаков во время их работ в полях или в садах с целью получения потом за них выкупа. Бывали нападения и более крупными силами на хутора и станицы. По общей тревоге весь кордонный участок скакал для отыскания и преследования партий по следам или караулил их при обратной переправе и отбивал награбленную добычу. Но помимо службы на кордоне часто приходилось казакам справлять цареву службу и на дальней стороне. Так, в юбилейный 1877 год, когда отмечалось 300-летие Терского войска, шла война России с Турцией. Терские казачьи станицы выставили на боевую службу весь свой строевой состав, послав часть полков в Дунайскую армию на Балканы, а часть в азиатскую Турцию. Сам же наказной атаман с оставшимися казаками защищал границы края от набегов горцев, которые воспользовались ослаблением войск на Линии. Так что строевой казак редко бывал дома, проводя большую часть своего времени на кордоне или в походе. О казачьей службе хорошо сказано в песне:
День в станице начинался рано утром. На рассвете выбегали из станицы во все стороны конные разъезды, чтобы «осветить местность». И только когда эти разъезды доносили, что кругом все спокойно и следов неприятеля не обнаружено, — растворялись старинные ворота и станичники отправлялись на свои работы. Большим подспорьем в хозяйстве терских казаков была охота и рыбная ловля на Тереке. Дома казаков состояли обыкновенно из двух комнат — сеней и избы. В домах побогаче была и третья комната для гостей — горница. В сенях стояли сундуки, покрытые войлоком или коврами. Летом на них отдыхали, спасаясь от зноя в прохладе сеней, а зимой складывали тыквы и всякую домашнюю рухлядь, нужную только летом. В избе большое место занимала русская печь, в которой зимой варили обед, а ее теплый верх служил лежанкой для стариков и ребятишек. Обычная обстановка — буфет, лавки вдоль стен и стол, покрытый белой скатертью. В горнице русскую печь заменяла голландка, стояла широкая деревянная кровать, вместо лавок — стулья. Помимо хозяйства в станице, у каждого казака, как правило, был хутор, базок (загон) верстах в 12-15 от станицы, преимущественно близ воды, где содержалась и кормилась скотина — скирдовалось сено, обмолачивался и хранился хлеб. Здесь же поблизости заводились огород, поля для посевов, пастбища и сады. Несмотря на постоянно грозящую опасность набегов, казаки жили на хуторах более беспечно, чем в станицах, расположенных на Линии. Возможно, эта беспечность объяснялась в какой-то мере самой русской натурой, а отчасти проистекала из того обстоятельства, что линейные казаки никогда и не думали о более спокойной жизни, с детства привыкнув к опасности, как к самой обыденной вещи. Но эти-то хутора и служили часто приманкой для набегов горцев. И поскакали. Стали под хутора подбегать, а там-то. Боже мой, стоны, да вопли, да пожары горят! Раз уже зашел разговор о казачьих праздниках и джигитовке, то стоит ближе познакомить читателя с повседневным бытом казаков. Линейные казаки были довольно неприхотливы в быту. Они привыкли сами обслуживать себя на кордоне да и дома в будни ели мало и однообразную пищу — жидкую просяную кашу, ремчик (сваренную докрасна простоквашу), вяленую рыбу, лапшу, у горцев позаимствовали хинкалы (тесто, нарезанное квадратами) и пасту (сбитую в караваи пшенную кашу), пили молоко и чихирь (виноградное вино). Но когда казаки возвращались с похода и отмечали какое-либо семейное торжество, дома устраивали пирушки, которые, как правило, не обходились без песен, плясок, воспоминаний о курьезных и трагических случаях в их совместной службе.
В другом доме, обхватив захмелевшие головы руками, казаки слаженно выводили слова старинной песни о молодом казаченьке, который просит взойти красное солнышко и обогреть его на пикете, на главном секрете: А в третьей компании стоял хохот за столом. Вспоминали, как дядя Паша генерала обманул. Был такой случай в Червленной. Хорунжий Семен Янхотов, по прозвищу Тюлька, стоял на Ключинском посту в карауле. Настала косовица. И Тюлька, соблазнившись подношениями, отпустил всю команду на покос. Остался он сам да на часах казак Павел Борискин. Вдруг едет наказной атаман. Прискакивает нарочный, говорит, что наказной атаман приказал выставить 15 казаков в конвой при уряднике, и скачет дальше. Схватился Тюлька за голову. Что делать? Как собрать казаков? Бегает по Ключику, как помешанный. Наконец обратился к часовому. Часовой был сметливый казак. Слез с вышки и говорит хорунжему: Гуляньями отмечали казаки и окончания больших массовых работ в станице, которые делали сообща, таких, как заготовка таркал (жердей) в лесу или багрение рыбы. На таких гуляньях и больших праздниках готовили общее угощение: зажаривали кабанов, делали шашлыки из баранины или из севрюги, варили пилав из фазанов, много ели и пили чихирь. Самое оживленное время в станице было в последние дни масленицы. Казачки собирались на станичной площади и водили там хороводы; казаки ехали туда верхами. Собиралась почти вся станица. Садились на коней молодые казаки, садились и старики, уже давно отслужившие свой срок, и начиналась джигитовка, чудесная кавказская джигитовка. Вот во весь дух несется казак, он стоит на седле и машет папахою. Другой бросил поводья и, свесившись с седла, загребает рукою землю, песок, а если зрители бросают деньги — поднимет и пятачок. Третий на всем скаку соскакивает с лошади и, не останавливаясь, опять вспрыгивает в седло; а тот на полном карьере спешился, положил на землю коня и стреляет из-за «его, как из-за бруствера. И все это делается с гиком, стрельбою и свойственным казаку ухарством. Нередко заключали на джигитовке пари: ставили на землю яйцо или рюмку, и казак должен был на скаку попасть в эту мишень из пистолета. В гребенских станицах существовал еще обычай устраивать проводы казаков в поход, когда все население выходило в степь за станицу, принося с собой обильное угощение. Походные казаки, выстроенные во фронт, спешивались и начинался общий разгул: ведра чепурки с чихирем переходили из рук в руки, и при этом был обычай, что казак, которому казачка подносит чашку с вином, имеет право три раза поцеловать ее. Проводы обыкновенно также заканчивались джигитовкой... Наконец, звук трубы собирал казаков и сотня выступала. А станичники с музыкой и песнями возвращалсь по домам. Таковы был нравы и быт казачьего населения, не лишенные своей поэтической прелести. Нельзя умолчать здесь и о казачьих женах. Издавна на Кавказе славились красотой гребенские казачки. Несмотря на то, что из-за частого отсутствия мужей им приходилось выполнять всю тяжелую домашнюю работу, они тем не менее много внимания уделяли своей внешности. На ночь они умывались холодной родниковой водой и натирали лицо и руки козлиным жиром, а днем на работе укрывали лицо платком от ветра и солнца. В этом смысле любопытны слова одной из песен на Тереке, где казачка поет: «Я батистовым платочком личко закрывала. Виноградные листочки к щечкам прилепляла». «Сами казачки вполне сознают свою красоту и стараются выказать ее во всем блеске. В гребенских станицах я не видел ни одной женщины, неопрятно одетой, в походке их заметна какая-то кокетливая грация; идет ли казачка с пустыми руками или несет на плечах ведра — она более похожа на балетную корифейку, чем на деревенскую работницу. Более азиатский, нежели европейский костюм казачек... помогает им рельефнее выказать стройность стана и изящество форм.» Князь Гагарин, который в 1846 году останавливался в станице Червленной, был поражен красотой вдовы-казачки Авдотьи Догадихи, уже знакомой нам по описанию встречи казачками обоза с ранеными из Даргинской экспедиции (см. очерк «А там вдали...» КП №54, с. 4): Казачкам на Линии часто приходилось делить с мужьями и их воинские заботы. Если случалось, что тревога оказывалась вблизи станицы, то выходили или выбегали на тревогу даже женщины, которые надевали тоже на себя черкески, на голову папахи, а через плечо винтовки. Все это делало характер казачки решительным, мужественным и стойким. По возрасту гребенские казачки были на несколько лет старше своих мужей, которым иной раз к свадьбе едва исполнялось 16 лет: ведь на женщине держался весь дом и хозяйство. Впрочем, как остроумно заметил один из историков терского казачества, жены готовы были много работать, лишь бы видеть своего мужа лихим казаком на добром коне. С другой стороны, не один казак сложил голову в своем молодечестве, чтобы доставить возможность своей красавице-жене щегольнуть геройством мужа. Вот почему, оставаясь дома на побывке, казак практически отдыхал, в досужее время ладил плетень, чистил ружье, вязал уздечку. Всем остальным делом, включая заботу и о коне, заправляла казачка. Она седлала коня, подводила его мужу, по возвращении из похода она же первая с низким поклоном его встречала, водила коня по двору и снимала седло; но горе казаку, если его саквы оказывались пусты, без подарков любимой жене и близким родственникам. На строевую службу все казаки призывались с 19-летнего возраста, за исключением, по строгому медицинскому освидетельствованию, неспособных, и проходили ее один год в приготовительном разряде, пять лет в действующем строевом составе и десять лет в льготном, числясь последовательно во 2 и 3-ей очереди призыва на случай войны, в мирное же время отправляя только некоторые станичные службы. Для службы казак обязан был иметь в первые десять лет собственную строевую лошадь и все казачье снаряжение за исключением ружья, которое на срок действительной службы, а льготным казакам — на время ежегодных лагерных сборов, выдавалось из войскового арсенала. В обязательное снаряжение, которое казак приобретал за свой счет, входили шашка и кинжал с поясом, седло и кожаные переметные сумы (саквы), черкеска, бешмет, шаровары, бурка, башлык, папаха, одна пара сапог, пара теплых портянок, полушубок, две пары теплых перчаток, нагайка, патронташ, две пары подков, щетка, скребница и тренога. Терскому войску, по положению 1870 года, определено было иметь 5 четырехсотенных полков, состоящих на строевой службе в мирное время, а в военное — 15 и две конно-артиллерийские батареи по 6 орудий в каждой. Всего по мирному положению 3708 человек, что составляло 5,5% по всему населению мужского пола, а при мобилизации же — 11000 человек, или 16,4%о из того же населения. В округе станицы были поделены на сотни. Поэтому казак в конном строю чувствовал стремя того же товарища, плетень которого граничил с его двором в станице. Это сплачивало сотню, сказывалось на взаимовыручке в бою. Казак всегда был готов к встрече с опасностью, но им руководило не желание получить за это награду, он не был настолько честолюбив; в его голове была единственная мысль — не подвести, не отстать от товарища и, если придется сразиться или умереть, не иначе как в кругу своих станичников. Не было примера, чтобы казаки бросили на поле битвы тело убитого товарища и не привезли бы его домой в станицу. Плоть от плоти и костью от кости казаков были их офицеры. В терских станицах до сих пор помнят о славном деле полковника Суслова, когда он с сотней казаков, выскочив по тревоге из станицы, попал недалеко от Амир-Аджи-Юртовской переправы в засаду и при отступлении был окружен конной партией чеченцев, во много раз превосходившей по численности его сотню. Суслов приказал казакам спешиться и, сбатовав лошадей, под прикрытием этого живого бруствера занял круговую оборону. Бой гребенцов с чеченцами, кровавый, страшный и почти беспрерывный продолжался более пяти часов, но героический дух казаков не был сломлен, когда стала заметна большая убыль бойцов, есаул крикнул казакам: Сотню выручил случай. У одного из казаков еще в дороге лопнула седельная подпруга и он, остановившись, стал эту подпругу перевязывать. В это время и случилось нападение чеченцев на казаков. Так как отставший казак был в отдалении от сотни, неприятель его не заметил. Он тотчас же повернул коня назад и поскакал за подмогою. Помощь пришла вовремя. Кавказские казачьи войска — Кубанское и Терское имели высокую честь в числе строевых частей своих выставлять на царскую службу четырехсотенный Собственный Его Императорского Величества Конвой, две сотни которого (1-я и 2-я) комплектовались кубанцами, а две сотни (3-я и 4-я) — терцами. Конвой пользовался правами гвардии. Командир Конвоя назначался по личному усмотрению царя. Ежегодно командир Конвоя командировал в каждое Войско по одному офицеру. Эти офицеры сопровождали в Войска отслуживших свой срок казаков и оставались в Войсках на год, чтобы произвести следующий набор казаков для службы в столице. С окончанием войны с Шамилем на Линии стало спокойнее. В конце 1860-х годов казакам позволено было не поправлять рвов и колючей изгороди вокруг станиц. Уменьшилась и численность действующего служивого состава на кордоне. На обменных дворах, устроенных на Линии, и при некоторых укреплениях за Кубанью, шла оживленная торговля, или по- местному — сатовка (от тюркского слова "сатман" — продавать), между казаками и горцами. Горцы торговали готовой одеждой, шитыми ноговицами, сукнами, ремнями, бурками, сафьяновыми изделиями, вышитыми серебром и золотом, но главное — строевым лесом. С русской стороны правительством променивались соль, лен, лавочные товары, от казаков — пшеница и рогатый скот. Казачьи войска с Линии стали больше отвлекаться на охрану внешних границ России и для участия в войнах с другими государствами. Кавказская казачья бригада генерала Тутомлина прославилась под Ловчей 22 августа 1877 г. на Балканах. Терское войско за проявленную доблесть в Турецкой войне 1877-78 гг. было награждено Георгиевским знаменем. В японскую войну на Дальний Восток была отправлена Сводная Кавказская казачья дивизия в составе двух полков кубанских казаков, двух полков терцев и двух батарей — 1-й кубанской и 2-й терской. И сейчас во многих станичных церквях на Северном Кавказе вы еще увидите сохранившиеся поминальные мраморные доски на стенах с именами и фамилиями казаков, сложивших свои головы на Балканах и далеких полях Маньчжурии. В первую мировую войну кубанские и терские полки воевали и на Кавказском и на Западном фронтах, проявляя героизм и самоотверженнность. Летом 1915 года, когда наши армии отступали и штаб XIV армейского корпуса мог оказаться в окружении, в ночь с 22 на 23 июля две сотни терцев 1-го Волгского полка и за ними шесть сотен кубанцев сквозь цепи отступающей русской пехоты неожиданно контратаковали неприятеля. На пять суток было остановлено наступление немцев, морально потрясенных дерзкой ночной атакой казаков. Рядом с кубанскими и терскими казаками на австрийском фронте воевала туземная конная Кавказская дивизия (Дикая дивизия), сформированная на добровольных началах из цвета горской молодежи — ингушей, чеченцев, черкесов, кабардинцев и представителей других горских народов. Они с доблестью сражались за свою общую родину — Россию, и эта дивизия в русской армии оказалась самой дисциплинированной и преданной царю воинской частью, не поддавшейся революционной пропаганде. Другая судьба была уготована России в новом столетии. После Октябрьской революции она стала полигоном великого социального эксперимента, затронувшего все слои населения огромной империи. Эту судьбу разделили и казаки, и горские народы, в равной степени испытав на себе трагедию гражданской войны и сталинских репрессий. И сейчас, когда Россия мучительно ищет новые пути своего возрождения, их посильная помощь — в установлении мира на Северном Кавказе, ставшем для них общей родиной. Опыт предков показывает, что это самый близкий и верный путь. И вот сигнал, и дружно, одним порывом, пошли казачьи полки в атаку: Затихает топот копыт. Застилает дым поле боя. И только в отдалении продолжает звучать труба, зовущая за собой отставших всадников.
|