|
Назад На главную
Эта статья опубликована без разрешения автора, но я думаю, что Сергей Иванович не обидится, что публикацию будут читать многие посетители сайта. Претензии mon84@mail.ru
Сергей Байкалов
Роль казачества в распространении православия на юге Сибири
Широкое освоение русскими территории Сибири началось в XVI в. В результате разгрома Сибирского Ханства Кучума отрядом казаков под предводительством атамана Ермака Тимофеевича в 1582-1585гг. и основания казаками ряда укреплений, острогов и крепостей, появилась реальная возможность открыть наиболее короткий путь в Сибирь. Именно на пересечении важнейшего водного пути, каким в то время являлся Енисей, и был поставлен енисейскими казаками в 1618-1619 годах Енисейский казачий острог, который в последствии вырос в г.Енисейск, он и стал центром по освоению всего Приенисейского края. Многие из поставленных казаками острогов и крепостей, также со временем стали городами, назову наиболее известные: Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Якутск, Верхне-Удинск. И везде вместе с казаками-первопроходцами были православные священники.
В 1623 году енисейский воевода Яков Хрипунов, послал отряд казаков под началом Андрея Дубенского, для строительства нового острога в среднем течении Енисея. Через несколько лет этот острог был построен. Его назвали Красноярским острогом, датой же основания его принято считать 6 августа 1628 года. "Служилые люди", как в то время называли казаков, несли караульную службу, ходили походами на немирные земли, собирали налоги и пошлины, им же приходилось быть толмачами-переводчиками. Также приходилось им браться за строительные инструменты, чтобы соорудить себе жилье, сеять и убирать хлеб, сплавлять лес и выполнять огромное множество подчас рутинной, но необходимой для обеспечения жизнедеятельности, работы. Одним словом, служба казачья во все времена, была трудным и опасным делом. О том, как несли службу енисейские казаки, сохранилось очень небольшое количество свидетельств, но они есть.
В этом плане, очень ценным свидетельством для нас является высказывание видного общественного деятеля Енисейской Губернии Пестова в его "Записках о Енисейской Губернии" изд. 1883 г. Цитирую: "Казаки, в политическом управлении Сибирским краем суть тоже самое, что воздух для человека. Никто не может действовать с таким искусством, как те, которые в течение нескольих веков учились опытами узнавать нравы, обычаи, наклонности сибирских аборигенов".
Думаю, что добавить тут нечего: Пестовым дана очень точная оценка деятельности всего енисейского казачества.
В казаках со младенчества воспитывалась честь и достоинство, воинская доблесть и трудолюбие, но в первую очередь, воспитывались сыновняя преданность своему народу, любовь к своей Родине - России! Казаки во все времена стояли за Землю Русскую, за Веру Православную. Думаю, что теперь
задачи перед всем без исключения российским казачеством стоят те же!
Самобытные вековые традиции общинной организации самоуправления, способов хозяйствования, исторически сложившиеся территории проживания казачества, все эти факторы выделили его в особую, самостоятельную культурно-этническую группу населения на территории бывшей Российской Империи.
Именно эти особенности казачества, а в первую очередь - приверженность его к твердому государственному порядку, и послужили причиной чудовищного истребленияказачьего населения, который был одобрен палачами казачества - председателем Совета народных комиссаров Ульяновым-Лениным и председателем ВЦИК Свердловым. После подписания секретной Директивы ЦК РКП/б "О раскулачивании" тысячи казаков по всей России были арестованы, посажены в тюрьмы и лагеря, расстреляны без суда и следствия. Причем расстрелы эти происходили задолго до печально известных тридцатых годов, известных в настоящеевремя, как "годы культа личности".
В число репрессированных попали как те, кто сражался в казачьих частях армии Колчака, как и те, кто участие в Белом Движении не принимал. В этом отношении назову одно, наиболее известное в нашем регионе имя: казак станицы Соленоозерной Иван Николаевич Соловьев. Который предпочел бороться до конца - создав партизанский отряд,более половины которого составляли хакасы, он до начала весны 1924 года, когда практически, на всей территории РСФСР все очаги сопротивления богоборческому режиму уже были подавлены, громил советские учреждения и организации, отбирал у продотрядов хлеб и раздавал его нуждающимся. В последующие годы имя его было очернено, какодного из злейших врагов Советской власти. Но в народе до сих пор помнят его!
Енисейское казачество помнит также и другого своего мученика: атамана станицы Каратузской Платона Тимофеевича Шошина, помнят казаки какой лютой смертью погиб их атаман. Из уст в уста передают старожилы станицы Монокской о расстреле в первый день православной Пасхи в 1920 г. казачьих офицеров: Иннокентия Никитича Воротниковаи Николая Дмитриевича Байкалова и георгиевского кавалера Худякова, вся вина которых была лишь в том, что они отказались от сотрудничества с красными.
Одним словом, было сделано многое, чтобы казачество исчезло с лица земли. Нашим палачам самим стало казаться: сделано все возможное, чтобы само имя: ЕНИСЕЙСКИЙ КАЗАК навсегда бы кануло в Лету... Но - не вышло!
С начала 90-х годов казачество вновь заявило о себе. Отношение к этому процессу до сих пор неоднозначно: многие с недоверием отнеслись к возрождающемуся казачеству,увидев в этом лишь игру, так сказать его внешнюю оболочку-одевание в красивые мундиры, не захотев увидеть главной сути казачества, ведь уважение своих традиций говорит в первую очередь, о нравственном здоровье и силе духа казаков. Пусть недалекие люди смеются пока над нашими возрождающимися структурами: "Смеется тот, кто смеется последним".
Не скрою, эти годы были очень трудными для казачества, прекрасно представляют себе казаки, какая трудная работа ждет их в дальнейшем. Скажу только, что все эти трудные, тяжелые годы вместе с нами с самого начала возрождения казачества всегда были предстоятели и священники Русской Православной Церкви.
Особо хотелось бы сказать о роли казачества в нашем регионе: Так уж исторически сложилось, что Россия сформировалась и существовала, как многонациональная страна. В России и это факт, постоянно на протяжении многих десятилетий и веков, бок о бок, проживали разные народы - у них был разный язык, разные религии, разное семейное и общественноеустройство. Землю, на которой эти народы жили, каждый из народов имел все основания назвать своей: здесь были их жилища, здесь, на этой земле, стояли их храмы и святилища, здесь могилы их предков.
Так было и на Енисее. Удобные для землепашества и скотоводства земли заселяли как представители коренных народов, так и переселившиеся из Европейской части России русские, украинцы, белорусы и представители других народов. В этой ситуации, когда представители разных народов проживали вместе, нужен был некий гарант стабильности этой глобальной геополитической системы, нужна была какая-то иная сила, способная предотвратить внутренний распад этой системы из-за эгоистических или просто непродуманных действий какой-либо части населения. И такая сила в прошлом была: это было КАЗАЧЕСТВО.
На берегах Енисея казачество было немногочисленным, так например, перед Первой Мировой войной 1914 года, по данным взятым мною из брошюры Н.Н.Козьмина "Казачьи Земли" изд. В 1917 году в казачьих населенных пунктах Минусинского уезда проживало: станица Таштыпская - 452 казака; Саянская - 338; Монокская - 280; Каратузская - 249; Алтайская - 248; Соленоозерская -242; Нижне-Суэтукская - 228; Арбатская - 208; Бузуновская - 197; Камчатская - 190; Имекская - 114; Торгашинская - 159 казаков, Красноярское городское казачье общество - 218 ч. По станице Даурской, казачьим поселкам Верхний и Нижний Ус данных нет. Не будет большим преувеличением сказать, что именно казаки были первыми православными людьми, которые присоединили этот суровый край к Российскому государству.
Именно на их долю казаков-первопроходцев выпали тяжелейшие испытания, особенно на первоначальном этапе. Во все времена енисейское казачество твердо и неуклонно стояло за Землю Русскую, за Веру Православную! Именно Православная Вера давала силы казакам для преодоления всех невзгод и опасностей. Везде, где селились казаки их силами строились православные церкви и молельные дома, большинство из которых, за годы Советской власти разрушены. Енисейскими казаками были построены церковь в Таштыпе, Каратузе, Моноке. Опираясь на Православие,казаки смогли сделать очень многое - глядя на них, беря с них пример, местное население старалось подражать их образу жизни, а некоторые сами вступали в казачество, принимали православие.
В те времена ни одна политическая , партия, ни одно политическое движение не могло действовать без учета мнения казаков. Так было и на Енисее. Казачество стремилось к сохранению существующего положения вещей не только в силу получения приказов. Казачество действовало по своему глубокому нравственному убеждению и в силу сложившейся традиции.
Казаки лично, от самого заслуженного атамана и до последнего станичного подростка хотели сохранения такого государства, где Православие было государственной религией и они способны были прилагать усилия для его сохранения. И совсем не удивительно, что необходимость уничтожения казачества, наряду с дворянством и духовенством, возникла у большевиков одной из первых - рассчитывать на поддержку казачеством нового, богоборческого режима явно не приходилось.
Не стану еще и еще раз перечислять все народы, представители которых уже несколько поколений рождались на земле Хакасии - их не меньше, чем в Дагестане! Страшно представить, какой пожар может забушевать, если все они вдруг решат самоопределиться и организовать в нашем регионе по собственному государству. Не стоит забывать, что такие поползновения уже были в недалеком прошлом.
В эти условиях казачество при поддержке в первую очередь Русской Православной Церкви может стать таким же гарантом стабильности, обеспечителем территориального единства страны, каким оно было столетия.
Если казачество станет организованным и осознающим свою миссию слоем населения, то уверен, что станет маловероятным и возникновение "удельных" княжеств на нашей территории, будет в будущем поставлен прочный заслон проникновению в наш регион идеологии пантюркизма и исламского фундаментализма. Потому что тот, кто захочет "восстановить в исторических границах Алатырское ханство, отделить от России княжество Каратузское или побегать по улицам столицы республики под зеленым знаменем, будет иметь дело с людьми способными к самозащите и защите своей страны.
История Российского государства на протяжении многих веков была неразрывно связана с казачеством, вписавшем в летопись истории Родины немало славных страниц.
В силу самой своей природы, казачество всегда находилось на страже рубежей своей Отчизны, с честью неся многотрудные и опасные обязанности, связанные с освоением новых земель и охраной границ нашего государства. Сколько раз на протяжении многовековой истории Руси приходилось казачеству перед лицом многочисленных недругов русской земли отстаивать в кровавых схватках Святыни Богом данного русичам
Православия, право каждого русского человека с гордостью называться русским, возможность всем народам России, связавшими с нами свою судьбу, жить мирной созидательной жизнью.
Трагические события 1917 года и последовавшей вслед за государственным переворотом гражданской войны, казалось, поставили точку в истории казачества всей России.
Но поистине неисповедимы пути Господни. Казачество с начала девяностых годов вновь заявило о себе. Сегодня казаки пишут страницы своей истории, отчетливо понимая, что Православие - наша единственная Вера, наше Упование, наша Сила! И истинное возрождение казачества возможно Только с помощью Божьей. На это и уповаю.
Да будет единым и неделимым российское казачество, и да послужит оно верой и правдой своему Отечеству.
Назад На главную
|
|