Назад     На главную

Статья размещена с разрешения автора

А.В.Тутов
Подъесаул ЕЕКВ

Ташкент православный

Я всегда интересовался историей своей семьи. Она тесно сплетена с историей нашего государства, нашей исторической РОДИНЫ. Все войны и потрясения отразились и на моих предках, теперь я иначе смотрю на некоторые факты из их биографий. Здесь похоронены мои прадедушка и две прабабушки, обе бабушки, тети, дяди.       Все они были разными людьми, но это были русские люди…
Сейчас, когда стала подрастать моя дочь, я стал более серьезно ко всему этому относиться, хочу, чтобы мои дети и внуки помнили, кем были их предки. Оказалось, что я не одинок, есть много людей, которые ищут свои корни.
Первые фотографии сделаны на Боткинском кладбище в Ташкенте. Это самое старое из сохранившихся христианских кладбищ в Ташкенте. Здесь находиться и собор Св. Александра Невского, сохранившийся с начала ХХ века. Могилы, даже старые, практически все ухожены, везде относительные чистота и порядок. И так практически на всех кладбищах, т.е. люди не забывают посещать могилы и ухаживать за ними, несмотря на то, что сейчас очень большая миграция из Узбекистана. Встречаются могилы, где рядом представители трех-четырех поколений, таково и наше семейное захоронение в г. Сырдарья, ранее селе Сыр-Новороссийское, основанном переселенцами из России.
Первый камень храма был заложен и освящен 6 декабря 1902 года. Храм построен на средства казны (11614 руб.), города (15000 руб.), а так же на пожертвования частных благотворителей (285 руб.). Строительство Александро-Невского храма осуществлял инженер Ф.В. Смирнов. 8 мая 1905 года состоялось освящение храма. Чин освящения совершал протоиерей Константин Богородицкий. В 20-е годы храм был захвачен обновленцами. Православные прихожане проводили богослужения около часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». После войны храм был возвращен православной Церкви. Численность прихожан: в будни – 20-30 чел., в праздники – 150-200 человек.

Ташкент. Храм Святого Благоверного великого князя Александра Невского.

Настоятель храма – протоиерей Николай Рыбчинский. В настоящее время самый старый из сохранившихся в Ташкенте, да и наверное в Узбекистане православных храмов.
Первые крупные христианские захоронения в казахстанско-среднеазиатском регионе появляются в период завоевания края Россией. Вначале, как обычно бывает во время военных столкновений, это были братские могилы, разбросанные на местах сражений. Первый русский некрополь на территории нынешнего Узбекистана появился в 1865 г. на холме Шортепе (восточнее жилмассива Карасу), где 9 мая произошло первое сражение между войсками генерала Черняева и ташкентцами (Кокандского гарнизона). Православный обряд захоронения 25 русских воинов был произведен по всем православным канонам военным священником — протоиереем Андреем Маловым. В последующем здесь организовалось поселковое христианское кладбище, действующее и поныне.     
В Ташкенте частично сохранилась часовня на месте братской могилы воинов, павших в 60-е гг. XIX в., которая поставлена вблизи Камаланских ворот, рядом с одноименным мазаром. На окраине Ташкента в 1860-х гг. солдатское кладбище появляется рядом с военным госпиталем. Здесь была построена сырцовая церковка, освященная 30 сентября 1871 г. во имя св. Пантелеймона. 25 июля 1897 г. здесь состоялось захоронение тела графа Н. Я. Ростовцева. В начале XX в. кладбище было закрыто. Затем братские могилы русских воинов появились по пути продвижения царских войск вглубь Туркестана — в Джизаке и Самарканде (май 1868), а чуть позднее — и на окраине города Карши. Над могилами устанавливались скромные памятники. Ныне многие захоронения того периода перенесены на городские христианские кладбища. История христианских кладбищ в Узбекистане, по существу, начинается после включения большей части Туркестана в состав Российской империи. Почти 140 лет тому назад здесь возникают первые русские поселения и русские кварталы в городах Ташкенте, Самарканде, Джизаке, Маргелане, Андижане, Коканде и др. В первые годы христианские некрополи располагались в черте городов, но потом стали переноситься за их границу. Причем выбор места для городских кладбищ не был случайным. Район их размещения продумывался градостроителями, что подтверждают проекты планов русских городов и крупных населенных пунктов. Содержание и охрана некрополей находилось на городском бюджете. Большие кладбища поддерживали монастыри. На некоторых из них были возведены внушительные православные храмы. Но в большинстве случаев это были часовни. Состоятельные горожане приобретали купчие на землю для семейных склепов и захоронений. Сельские некрополи своим благолепием не отличались. Чиновник особых поручений (впоследствии известный писатель) В.Крестовский, проезжая мимо селения Чиназ, расположенного на старинном тракте Ташкент — Самарканд, в путевом дневнике зафиксировал, что местная церковка "снаружи схожа более на провинциальный склад, чем на церковь", а русское кладбище, где торчат несколько деревянных шестиконечных крестов, обнесено глинобитной стеной. Туркестанский край к началу XX столетия отличался пестротой состава населения. Необходимо отметить, что хотя православие и было провозглашено официальной религией империи, предпочтения в ней сочетались с веротерпимостью. С приходом российской армии и чиновничества в крае появилось немало лютеран (немцев, прибалтов и др.), католиков (поляков, литовцев, белорусов, украинцев, немцев) и армян-григориан. Некоторые из них (евреи, немцы, поляки, татары и др.), желая стать равноправными туркестанцами, принимали православие. Смертность среди лиц православного вероисповедания отмечалась в метрических книгах здешней приходской церкви по свидетельствам о смерти, выдаваемым врачами. Такого же порядка придерживались армяне-григориане, католики и лютеране. История славянских диаспор (русской, украинской, белорусской) в какой-то мере нашла отражение в памятниках историко-мемориального характера. Одним из наиболее значительных и уникальных мемориалов является ташкентское кладбище № 1, больше известное в народе под названием "Боткинское" (расположено рядом с ул. Боткина). Улица, ведущая к нему (мимо "Польского костела" и Кадетского корпуса), носила название Дачной. Обширная территория некрополя площадью 40 га разместилась рядом с пригородными землями купца Иванова. Коммерции советник Н. И. Иванов пользовался особым уважением со стороны пастырей Туркестанской епархии, поскольку в течение 25 лет, прожитых им в крае, неоднократно жертвовал значительные средства в пользу Русской православной церкви.


Похоронен на Боткинском кладбище, вблизи храма Александра Невского, построенного в период 1902-1905 гг. на  средства  военного ведомства  Туркестанского края. Созданное в начале 70-х гг. XIX в. христианское кладбище заметно разрослось. Могильные ограды плотно прилегают друг к другу. В иных местах, особенно в его ядре, сложились многоярусные захоронения. Сохранились могилы видных служителей Ташкентско-Среднеазиатской епархии — митрополитов Никандра и Арсения, архиепископа Гавриила, архимандрита Бориса (Холчева) и потомков канонизированного в святые архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), захоронения родителей и сестер Федора Керенского и старого генерала А. П. Востросаблина, могилы видных деятелей науки и культуры—Л.В.Ошанина, Н.П. Остроумова, Н.Г.Малицкого, А.Д.Грекова, В.В.Решетова, А.С.Уклонского, С.В.Стародубцева, Ю.К.Титова, А.В. Алмаатинской, Г.М.Сваричевского, Б.М. Засыпкина, В.А. Шишкина, Н.В.Дмитровского и др.

На христианских кладбищах (Боткинском в Ташкенте и на старогородском в Фергане) могилы староверов можно определить по форме крестов. В 1899 г. чиновник особых поручений по железнодорожной части М. Н. Чернышевский во время служебного путешествия по низовьям Амударьи сфотографировал монументальный обелиск, увенчанный восьмиконечным крестом, на месте погребения уральских казаков-первопроходцев (по всей видимости, в окрестностях Кунграда). Ныне этот некрополь не существует.


Первым культовым сооружением некрополя является часовня "Всех скорбящих радосте".

В 90-х гг. XIX в., когда ограничения по религиозному признаку были частично сняты, в Туркестан прибыло около 9 тыс. российских немцев. Достаточно много представителей немецкой национальности прочно укрепилось в Ташкенте, Самарканде и городах Ферганской долины. В Коканде в начале XX в. существовал целый немецкий квартал. На христианских кладбищах немцы хоронили своих соотечественников на обособленных лютеранских участках, которые нетрудно было найти среди поросших травой иных захоронений: территория лютеран выделялась аккуратными рядами многочисленных холмиков с латинскими крестами. Лютеранская карта в начале XX в. имелась и на Боткинском кладбище. Среди сохранившихся могил есть и ухоженые. К примеру, фамильное захоронение семьи Зарринг. Ее родоначальник — прибалтийский немец Зарринг как технический специалист был приглашен царским правительством на строительство железнодорожной ветки Оренбург—Ташкент. Умер в 1924 г. Эпитафии на памятниках сделаны на немецком языке. Ниже прикреплены таблички с исходными данными об усопших на русском. В 1932 г. здесь нашел свое последнее пристанище лютеранский пастор Юстус Юргенсен, начавший свою проповедническую службу на туркестанской земле в 80-е гг. XIX столетия. В центральной части кладбища находится и родовая усыпальница Бетгеров, в жилах которых текла немецкая кровь. Справа от дороги, ведущей к храму, лежат два надгробия бывших прихожан кирхи Ф. Н. Нильсена и А. Ф. Нильсена, потомки которого постоянно ухаживали за могилами до конца ушедшего столетия. Кстати, на некрополе покоится прах и видного ученого Р. Р. Шредера.
В конце XIX в. этническая карта на Боткинском кладбище была выделена и крупной католической общине, всегда фанатично выполнявшей религиозные ритуалы. Ее границы еще недавно четко прослеживались по характерным латинским крестам сохранившихся могил поляков. Рядом хоронили и единоверцы литовцы, у которых и в образе жизни имеется много общего с поляками. К сожалению, не сохранилось место захоронения "апостола Туркестана" — ксендза Юстина Пранайтиса (1861—февраль 1917). Вначале, согласно воле священника, его останки были погребены под строящимся римско-католическим костелом, но впоследствии их перезахоронили на главном христианском кладбище Ташкента.
Местные европейские цыгане хоронят своих соплеменников на христианских некрополях. На Боткинском кладбище цыганские погребения в основном рассеяны по всей его территории. На Домбрабадском имеются целые массивы захоронений, связанных с цыганским этносом. На обоих кладбищах широко известны могилы цыганских баронов. Очевидцы рассказывают, что обычаи захоронения цыганской титулованной особы несколько отличаются от традиционных христианских. В последнее время у ташкентских цыган стало принято ставить памятники на могилах знатных лиц. На высоких широких стилобатах из бетона, облицованных дорогостоящим камнем, устанавливаются вертикальные мраморные плиты с выбитыми на них портретами усопших, часто в полный рост. Цыганские семьи посещают могилы своих предков в Пасху и в Родительский день. Несчитанное количество использованных гильз вокруг надгробий цыган — этническая особенность их похоронных обрядов.


Кладбище в очень неплохом состоянии, нет явных признаков запустения, на многих, даже очень старых, могилах - цветы, живые и искусственные.

Вот несколько старых памятников:

  

На Боткинском же кладбище похоронены и члены футбольной команды "Пахтакор", погибшие в 1979 году в авиакатастрофе. До сих пор это воспринимается как национальная трагедия, до сих пор у памятника много людей.

Собор Св. Александра Невского.

Отец Владимир дал свое благословение, и я сделал несколько фотографий.

 

Ташкент. Храм Священномученика Патриарха Ермогена.

         Освящен 29 декабря 1956 года архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Ермогеном. Начало истории прихода следует считать с начала деятельности храма Святителя Николая Мирликийского, воздвигнутого в 1890 году в селе Никольское Ташкентского уезда Ниязбекской волости. Село Никольское было основано первопоселенцами из России и казаками Оренбургского КВ. В настоящее время это черта г.Ташкента. Пятикупольный храм в селе Никольском был разрушен богоборцами в 30-е годы. В 1948 году был открыт молитвенный дом, просуществовавший два года. В 1954 году священник о. Сергий Никитин по доверенности архипастыря приобрел в собственность Русской Православной Церкви три жилых дома, которые решено было переделать под храм. У общины не получилось приобрести землю и получить разрешение на строительство на месте разрушенного храма. Молитвенный дом был создан в нескольких стах метрах от разрушенной церкви. В настоящее время на месте церкви находится ведомственная гостиница Службы Национальной безопасности РУз., рядом остался сохранившийся дом священников храма Святителя Николая Мирликийского. Здесь же недалеко от разрушенного храма находилось самое старое православное кладбище, на котором покоились 25 солдат генерала Черняева, погибшие 140 лет назад в первых боях за Ташкент. Между разрушенным храмом и храмом Священномученика Патриарха Ермогена находилось братское захоронение и обелиск погибшим во время Осиповского мятежа красногвардейцев.
С 1985 года настоятелем храма являлся протоиерей Сергий Нестеренко. В настоящее время он уехал в Россию. Пятый  год настоятелем храма является Пахомий Лай.

Руками этих немолодых людей построена была эта церковь в конце 40-х годов.

 Сама церквушка

Строящееся новое здание

Отец Пахомий из церкви Св. Ермогена. Батюшка  перенес 2-й инфаркт, но держится молодцом. Написал брошюру про архиепископа Ермогена (Голубева), пишет еще одну - про следующего архиепископа. Вот только церквушка у него деревянная, старенькая (с 40-х) и маленькая, а приход небольшой, дохода не дает, и он все переживает за неудобное помещение (холодно зимой) и ищет спонсоров - хочет обнести здание церквушки по периметру кирпичом и приподнять на фундамент. Но, несмотря на это активно ведется строительство новой колокольни и крестильни. 

 Еще одна старая фотография от Пахомия Лая

В строящемся здании

       …и напоминание о прошлом…

Служба в Храме

Ташкент. Кафедральный Собор Успения Божьей Матери.

В 1871 году был учрежден приход, и основан храм при Ташкентском госпитале (в 50-х годах ХХ века архиепископом Ермогеном (Голубевым)  этот скромный храм был расширен и перестроен в современный Свято-Успенский кафедральный собор). Престольный праздник - 28 августа. Настоятель Ташкентского Кафедрального Собора Успения Божьей Матери -  Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.



 

Храм Святого Равноапостольного князя Владимира

Расположен на территории городского кладбища «Домрабад-2» Чиланзарского района г.Ташкента, был освящен 18 ноября 1999 года архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром. Само здание, построенное в 1970 году, задуманное, как зал гражданских панихид, было передано во владение Русской Православной Церкви решением Ташгорисполкома 23 августа 1991 года. С октября 1991 года здесь стали служить обедницы, молебны, панихиды и другие службы.17 ноября 1991 года в храме была отслужена первая Божественная Литургия.

Чирчик. Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь

 В 1894 году жители с. Троицкое составили общественный приговор о построении в своем селе храма. 14 июня 1896 года они получили благословение епископа Ташкентского и Туркестанского Никона на постройку молитвенного дома.1 февраля 1897 г. стройка была окончена, а 9 февраля 1897 года молитвенный дом был освящен во имя великомученика Георгия Победоносца священником Евстафием Любимским совместно со священником Константином Стоберским. Здание этого молитвенного дома сохранилось. После установления советской власти здесь располагался сельсовет, затем школа № 2, позднее магазин строительных материалов. В1897 году гражданским инженером В.С. Гейнцельманом был составлен проект нового церковного здания для села Троицкого. 8 сентября 1898 года с благословения епископа Ташкентского и Туркестанского Аркадия была совершена закладка нового храма. Через два года  строительство было закончено. Новая церковь во имя Георгия Победоносца была освящена 23 ноября 1900 года. 22 февраля 1996 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было постановлено – преобразовать приход в Чирчике в мужской монастырь. В сентябре 2001 года Свято-Георгиевский мужской монастырь прошел государственную регистрацию. Настоятель монастыря – митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Наместник – иерей Георгий Палехов. В монастыре проживают 7 человек.

 

Ташкент. Свято-Троице-Никольский женский монастырь.

Свято-Троицкий Никольский женский монастырь насчитывает столетнюю историю. В 1893 г. была учреждена женская обитель Преосвященнейшим Григорием (Полетаевым), но осуществиться смогла только после того, как полковник Ионов пожертвовал для этой цели три десятины земли. Спустя год было произведено освящение сестринского корпуса и домовой Церкви. Церковь имела престол во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Таким образом, на пожертвования коллежского советника Сахарова и купца Смирнова, община с наименованием "Николаевской" была утверждена в 1894 году. Освящение нового здания совершил Преосвященнейший Григорий. Настоятельницей монастыря была назначена Игумения Лидия.
Второй Игуменией монастыря стала Каллиста из Тихвинского монастыря. Не долго трудилась на пользу Обители, лишь пять месяцев, и умерла от паралича сердца, но в это короткое время сделала многое. Игумения Каллиста привезла с собой в дар монастыря икону (копию) Тихвинской Б.М. Чудотворный образ Богоматери.
Третьей Игуменией была Евсевия, прибывшая из г. Троицка Казанского женского монастыря. Вместе с нею прибыли две инокини, из которых одна владела золотошвейным искусством, а другая прекрасно писала Святые Образа... К этому времени число сестер возросло до 50-ти, вследствие чего явилась нужда в постройке второго корпуса для сестер Обители.
В 1897 г. по благословению Преосвященнейшего Никона (Богоявленского), произведена постройка сестринского корпуса, возведен жилой дом для священника, с трапезной. В 1900 году расширилась территория монастыря, в числе жертвователей была дворянка Н.А. Искандер (жена Великого князя Николая Романова), в дар монастырю отведено 2,5 десятин земли. В 1909 году к настоятельству была вновь призвана Игумения Лидия. При ней была налажена внутримонастырская жизнь, и внешне монастырь преобразовался. Матушка Игумения была очень волевой настоятельницей и оставила после себя добрую память и заметный след в устроении обители. В 1918 году Игумения Лидия была репрессирована и после нескольких лет заключения выслана в г.Ашхабад.Некоторое время монастырь оставался без возглавления, а в 1920 году Свято-Никольский женский монастырь, как и другие Храмы города Ташкента был закрыт. Долгие десятилетия, предшествовавшие возрождению Обители, были прерваны.
В 1990 году по Милости Божией и ходатайству Его Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Иким) перед священным синодом, Свято-Троицкий Никольский женский монастырь начал свое возрождение. В 1992 году настоятельницей монастыря была назначена Игумения Любовь(Якушина).В 1996 году в монастырь состоялся исторический визит Первоиерарха Русской Православной Церкви Его Святейшества, Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси.
В настоящее время монашеская жизнь в монастыре практически восстановлена. В Обители 27 сестёр (по уточнению на 2006г.), построен монашеский корпус с трапезной и просфорней. Ежедневно совершаются уставные Богослужения, читается «Неусыпаемая Псалтирь», монашеское правило. Помимо чудотворной иконы «Скоропослушница», в обители имеется ковчежец преподобного мученика Евстратия, 900-летие которого отпраздновано 10 апреля 1997г., а так же Крест с частицей Животворящего Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Господня. При монастыре существует Воскресная школа. Монастырь имеет земельный удел в 9 га и два Подворья в Киргизии.

 

Достабад (Солдатский). Свято-Покровский женский монастырь.

В 1992 году было образовано подворье Свято-Троице- Никольского монастыря при Покровском храме гор. Достабад. В 1998 году по постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви подворье при Покровском храме было преобразовано в Свято-Покровский женский монастырь. 15 августа 1998 года решением Управления юстиции Ташкентского областного хокимията монастырь был зарегистрирован. В монастыре проживает 22 насельницы. Настоятельница – монахиня Манефа (Караваева). При монастыре действует школа, где воспитывается 80 приходских детей. Власти Достабада подарили монастырю около 8 га сельскохозяйственных угодий. Приобретено 3 дома для келий насельниц. В 1999 году благотворитель из Воронежа Г.Г.Лотоцкий подарил обители икону святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей.
Село, поселок, затем город Солдатский основан солдатами, отслужившими в Туркестане и получившими разрешение на переезд сюда с семьями, а также сосланными сюда казаками. Церковь, существовавшая здесь, была разрушена в 20-х годах. Однако некоторые иконы прихожане смогли сохранить. Настоятельница очень радушно встретила, накормила с дороги и очень долго рассказывала и показывала монастырь. Новое здание только строиться, планируется, что в монастыре будет около сотни насельниц. О размахе строительства Вы можете судить по фотографиям. Голуби уже облюбовали крыши монастыря, там их очень много, это наверное, хорошо.

 

Матушка Манефа



Монастырский хлеб и козье молоко



Икона из Афона. Она из разрушенной Церкви и сейчас осветляется.


И еще одна икона из монастыря, подаренная прихожанами. Никак не удавалось сделать четкий снимок, икона мироточит…

 

Сырдарья. Молитвенный дом Покрова Божией Матери.

      Молитвенный дом в честь Покрова Божией Матери г. Сырдарьи построен в 1927 году. Приход зарегистрирован 3 июня 1992 года. Настоятель – иерей Сергий Коновалов.
Сырдарья – это моя родина. Здесь была церковь до революции, но, к сожалению, не сохранилась.  Здесь родился я, мой брат, сестра и мать. Мой прадед с прабабкой и дед с бабушкой приехали сюда в 1933г. из Аткарского уезда Саратовской губернии, спасаясь от голода, раскулачивания и репрессий. Здесь они и похоронены. Ранее это было село Сыр-Новороссийское, основанное переселенцами из России после столыпинских реформ и станция Сырдарья на линии Ташкент-Урсатьевская.

         Здесь похоронены мой прадед и прабабушка по материнской линии, бабушка по матери, её сестры с мужьями и детьми. Первая могила с 1934 года, последняя – 90-х годов. По крайней мере, раз в год я стараюсь попасть сюда. 

 

Газалкент. Молитвенный дом "Всех Скорбящих Радосте"

Решением Бостанлыкского хокимията №541 от 17 октября 1997 года выделен участок под строительство храма. С подписания этого документа началось оформление и регистрация прихода, который был назван в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Первая литургия была отслужена под Рождество (7 января) 1998 года. С 1 декабря 1997 года указом Архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира настоятелем назначен иерей Борис Маслаков. Количество прихожан – 15-20 человек.

 

Янгиюль. Храм в честь иконы Божией Матери "Взыскание Погибших".

Приход храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» образован в 1946 году. В 1947 году на пожертвования прихожан был выкуплен жилой дом, который перестроен под храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В настоящее время численность прихожан – 15-20 человек. Настоятель храма – протоиерей Александр Гречушкин.


 

К сожалению, в Ташкентской области сохранились и такие «памятники»…

Чиназ. Остатки православной церкви

Из донесения военного губернатора Турк. обл. командующему войск. Оренб. окр.; 4 апреля 1866 г. № 370. (Пометка: «получ. 25 апреля 1866 г.») Турк. окр. арх. 1666 г. № 30. Шт. Оренб. корп.
Желая воспользоваться настоящим сбором наших войск и не терять удобного для работ времени, я счел полезным перенести укр. Чиназ на другое место, на правый берег Сыр-Дарьи при впадении в последнюю реки Чирчика. К перенесению укрепления меня понудило неудобство расположения старого Чиназа по устройству его верков, недостаток внутри крепости воды и нездоровый воздух, так как с восточной стороны почти вплоть к укреплению примыкают болота, дающие испарения, весьма вредно действующие на здоровье гарнизона, порождая в нем лихорадки и т. п. болезни. Место нового пункта для укрепления важно в том отношении, что с верков его можно свободно обстреливать всю предлежащую местность по правой и левой стороне Дарьи, а также и потому, что под выстрелами укрепления находится единственный на р. Чирчике брод, возможный для переправы во всякое время года. …1 числа настоящего месяца, Новый Чиназ, разбитый на местности инженер-поручиком Богаевским, заложен и с 2 числа земляные работы по возведению верков начались и идут весьма успешно, что я должен приписать деятельности г.г. офицеров и усердию и неутомимости солдат. Подпись: ген.-м. Романовский.
Через несколько лет силами и средствами  русских первопоселенцев была построена эта церковь.

Пахта. Церковь, воздвигнутая первопоселенцами…

Еще несколько лет назад здесь было кафе « Джамбул» на Большом Узбекском Тракте. К прошлому учебному году  здесь закончили ремонт, теперь это… - спортзал средней школы!
Рядом находилось село Богородицкое Зангиатинской волости Ташкентского уезда, куда мой прапрадед переселился до 1906 г. Вероятно, мои предки не раз бывали здесь, пока церковь действовала.

 

о. Сергий Стаценко - проректор Ташкентской Духовной Семинари и А.В. Тутов. Январь 2007 г.

        Это лишь маленькая попытка рассказать о действующих церквях Ташкентского Благочиния Ташкентской и Среднеазиатской Епархии РПЦ. Осветить более подробно  историю Православия в Средней Азии вообще, и в Ташкенте в частности - труд немалый, занимающий  очень много времени и печатных страниц…

Назад     На главную

 

 


Hosted by uCoz