Назад     На главную

Ярослав ЯСТРЕБОВ

КАЗАЧЕСТВО России в XXI ВЕКЕ: Защита Отечества или "кружок по интересам" ?

Журнал "Казаки" № 4-5.2006 г.

Такой заголовок статьи может показаться излишне претенциозным, но в действительности ничего особенного в нем нет. Разве мы не понимаем, что выгодная для России мировая экономическая конъюнктура - дело временное и на самом деле страну придется поднимать и защищать ценой "крови, пота и слез"? Понятно, что сегодня об этом думать не хочется. Но разве взрослые мужчины, какие и определяют судьбу казачества, а с ним и общую судьбу Государства Российского, ради комфорта душевного идут в политику, отстаивают казачьи права?
Мы не выбрались из кризиса уже хотя бы потому, что огромные деньги, заработанные Россией, уходят на Запад в виде "Стабилизационного фонда". А еще они связываются в виде резервов Центробанка, которые будут в момент кризиса пущены на спасение капитала олигархов, как это уже имело место в случае с многомиллиардным займом МВФ, пущенным на "аммортизацию" для нуворишей краха в 1998 году. Не СТОИТ питать иллюзий.

Судьба казачества в период "ельцинизма"

В конце XX века стояла задача возрождения казачества и она, отчасти, оказалась выполнена. Отчасти, потому что казачество до сих пор не стало тем реально военным сословием служивых людей, которые стояли двумя ногами на своей земле и были готовы ее защищать. То, что это не так, показали события в Чечне, когда Терское казачье войско было, практически, уничтожено. И казачество всей России не смогло остановить этот кошмар геноцида. Разве можно спокойно читать строки из книги генерала Трошева: "Летом 1999 года зверски замучен последний русский житель станицы Шелковской. Девяностолетнего старика молодые "дипломированные" террористы из учебных лагерей после долгих пыток зарезали ножницами для стрижки овец, видно, хотели растянуть удовольствие". (Г. Трошев. Моя война, стр. 159-160.)
Ну, и где были многочисленные четырехзвездные казачьи генералы?
Проблема вовсе не в том, что возрождение казачества на первых порах оказалось под контролем бывших структур ЦК КПСС. Это было вполне преодолимо. Дело в том, что в казачество сразу же хлынула толпа дельцов, которых интересовало только одно: реализация Закона о реабилитации репрессированных народов. Они были заинтересованы только в том, чтобы возглавить казачество ради "контроля финансовых потоков" (ежели пойдут компенсации) и получения контроля над обширными казачьими землями, ежели государство станет их возвращать. Подобные корыстные замыслы многими самозваными атаманами даже и не скрывались в откровенных разговорах под рюмочку-другую. Так же, как нацмены из союзных и автономных республик, они хотели "дербанить" бюджет и общенародную собственность, ни мало не интересуясь судьбой простого казака и его семьи, равно как и всего русского народа. Шакал - он и есть шакал.
При этом стихия казачьего возрождения все-таки дала многое, вопреки деятельности всем известных "генералов". Так, казаки в Краснодарском крае сумели, хотя бы отчасти, поставить на место чужаков, а казаки в других войсках сумели худо-бедно наладить работу, объединить станичников, повести за собою часть молодежи. Многое удалось сделать в вопросах возрождения традиционной казачьей культуры, сбережения фольклора, в конце концов - приобщения к корням. Становление казачьих войск, хотя бы в форме общественных организаций (не слишком ли затянулся этот период?), помогло поставить и реализовать вопрос о создании реестра казачьих войск.
И, все-таки, не столько благодаря войскам, сколько благодаря казачьей стихии, частной инициативе казаки показали "зубы" западным друзьям и в Приднестровье, и в Абхазии, и в Югославии. Казаки явили миру простой и непреложный факт: как капельки ртути, они умеют собраться в станицы и вступать в бой там, где "гремит беда". Правда, это было возможно во многом еще и по тому, что в "царстве" известного россиянина Бориса Ельцина свободным действиям казаков помогала наступившая в государстве анархия. При этом следует отметить, что власть немедленно трезво реагировала, когда это создавало ей проблемы. К примеру, как только американцы предъявили претензии Ельцину по поводу того, что в Боснии и Герцеговине сражаются русские добровольцы, облегченные правила в выдаче зарубежных паспортов (что было необходимо для выезда в Югославию) в ноябре 1992 года были немедленно отменены.
Правда, была и еще одна причина, сдерживавшая наплыв добровольцев в Югославию. Так, к примеру, ряд "генералов" уже в 1992 году выступил категорически против участия казаков в защите сербов. Один из атаманов даже заявил, что сам поедет в Югославию и вернет всех, кто без его ведома уехал туда. Понятно, что это была пустая пьяная похвальба. Но признание "генерала" - симптоматично.
Да, тогда заявляли, что бойцы нужны дома, для "свержения антинародного режима". Но, во-первых, десяток и даже несколько десятков бойцов не могли решить судьбу России. В Югославии они были куда как нужнее в тот момент. Хотя бы потому, что присутствие русских (и казаков в особенности) вдохновляло сербов. А во-вторых, "борьба с антинародным режимом" образца 1993 года показала, к чему готовили казаков все эти "генералы". Не странно ли, что при обороне Белого Дома погибли рядовые, но ни один даже микроскопический "лидер" не пострадал? А уж чего стоит "президент" Руцкой, перед телекамерами демонстрировавший свой "ствол" и буквально кричавший: "Я не стрелял! Понюхайте ствол автомата!" Это до какой же степени низости нужно дойти, чтобы отрекаться от своих бойцов, реально принявших бой?!
Казачество пытались использовать в своих играх коммунисты И прочие политиканы, включая Жириновского. Но главное - казачество жило и развивалось в новых условиях, добиваясь права на реабилитацию и государственную службу. И вот оно вступило в XXI век.

Новые времена

Сегодня казачество находится в не менее сложной ситуации, нежели при Ельцине. Нужно отдавать себе отчет, что все вопли об "угрозе фашизма", все эти подписи под "Антифашистским пактом" имеют под собой только одну причину - страх перед русским вообще и казачьим, в частности, возрождением. От нас требуют "гонимого интернационализма", в котором уже ни о каких казачьих правах и говорить не придется.
И тем не менее. Что есть сегодня казачество? Как представляется, казакам мешает некое "забегание вперед". Понятно, что бывшим "партработникам от казачества" хочется загнать всех в одну упряжку. В принципе, если бы была реальная реестровая служба, реальное наделение земельными паями и законодательными гарантиями общинного казачьего землевладения, реальное финансирование "на подъем" казаков (техника, инвентарь, семенной фонд, удобрения, а также лошади и обеспечение оружием и т.п.), то это был бы просто праздник жизни. Но нужно быть взрослыми людьми и понимать, что все это может выбить только такая сила, которая сопоставима с олигархами, "выбивающими" себе все блага гораздо успешнее.
Следовательно, нужно еше набраться силенок. А для этого надо самим работать и работать. И реально предлагать государству не казачьи добровольческие дружины, а реальную воинскую силу.
Что же нужно?
Раз и навсегда избавиться от комплекса "репрессированного народа". Эта тема раздувается только потому, что некоторые "генералы" рассчитывают поживиться за счет "финансовых потоков". Ни чечены, ни кто-либо еще от России ничего не получит.
От кого получать? Не от Абрамовича и Березовского - от русского крестьянина и рабочего. Неужели не понятно, что эта тема - умелое натравливание казаков на остальные сословия русского народа?
А как быть с духовенством? Ведь к 1941 году от тысяч и тысяч монахов и священников остались лишь несколько сот человек?! А купечество? Разве нужно повторять, как в 1918 г. в Камышине большевики погрузили все купеческие семьи с детьми (!) на баржу и затопили посредине Волги? А как быть с дворянством? А с офицерством, в котором и дворян-то осталось к 1917 году - подавляющее меньшинство? Неужели не читал никто из казаков в школе советской "Железный поток", где Кожух, дослужившийся из солдат до офицера, возвращаясь с Кавказского фронта, прячется от своих же, чтобы не убили?! Откуда же это особое требование - "у нас казаков был геноцид, а русские в нем виноваты". Это - бред или диверсия?
Да, нашлось немало "идеологов", которые сегодня не только реальные факты истребления казаков в 1919 году описывают, но ведь еще и сочиняют дикие басни. А разве тогда русский и украинский мужик не помирал с голоду, разве его не расстреливали, не ссылали с семьей за тридевять земель? У всех у нас была общая судьба. Но нет, говорится, что "казаков истребляла вонючая Русь". И это приемлемо?
А разве отряд Чернецова, защищавший Новочеркасск в момент, когда казаки объявили нейтралитет, состоял из казаков? НЕТ! Это были юнкера и гимназисты. А разве атаман Каледин застрелился не потому, что казаки отказались защищать Дон от большевиков?! А разве генерал Корнилов увел своих 1600 человек-тех же юнкеров и офицеров в "первый ледовый поход", потому что казаки стали грудью на защиту Дона?!
А разве тамбовские мужики в 1921-1923 годах сопротивлялись большевикам хуже, чем донцы или кубанцы?
Так ведь нет. Но сегодня мы читаем о том, что "на Дон напала вонючая Русь", но потом казаки "разобрались с Подтелковым".
С Подтелковым можно было разобраться уже в декабре 1917 года. Достаточно было пары казачьих полков на поддержку Чернецова или Корнилова. Не захотели. А потом было то - что было. А то, как звали на помощь (и она пришла) Добровольческую армию Деникина - об этом не будем вспоминать?
Все разговоры о том, что "казаки - репрессированный народ" следует отбросить. Вполне возможно, что найдутся "палестинские казаки", что сразу же, как только казачество откажется от этой темы, вновь начнут ее этим кормить, и найдутся "генералы" - любители выпить на халяву, которые эту тему вновь поднимут Но нужно отдавать себе отчет в одном - нынешняя власть никогда, ни при каких условиях ничего казакам компенсировать не будет.
Более того. "Компенсации репрессированным народам" - это не просто обманка, это - повод для натравливания "репрессированных" на - русского мужика. Они ("умники") знают, что именно так нужно стравливать между собою людей. Поэтому нужно отбросить пьяные разговоры и заняться делом.
Реальные же дела казачества состоят в его службе России. Но тут возникает еще одна проблема. Конфликт между реестровым и не реестровым казачеством.
Казалось бы - это неразрешимая проблема.
Между тем, если мы посмотрим на саму историю казачества, то обнаружим, что ничего сверхъестественного не происходит. Почему?
Потому что если мы даже возьмем начало XVIII века, то обнаружим простую вещь - казачество не было однородным. Были городовые казаки. Были казаки уже поставленные на службу государеву (донцы после восстания Болотникова), были полуслужащие казаки - терцы и гребенцы, переселенные на северный берег Терека, были просто стоящие на государственной службе казаки - сибирские, как вообще государственные военные, а были и полунезависимые казаки - яицкие (их поставили на госслужбу только после восстаний 1770-х гг.).
Так и сегодня. Мы видим, что есть реестроевые казаки, которые готовы (хотя государство до сих пор "мнется" по этому поводу) стать на государственную службу.
Есть общества казаков, которых вообще трудно куда-то приписать. А есть станицы казаков, которые желают жить "по старине". При этом, есть казачьи общины на территории собственных исторических войск. А есть и казаки, которых вполне бы уместно отнести к городовым.
В этой ситуации, что самое интересное, нет вовсе никакого противоречия. Если мы только поймем казачество, как особое СОСЛОВИЕ РУССКОГО НАРОДА.
Дело в том, что формулирование задачи достижения особых прав казаками, как особого народа есть задача неосуществимая. Ни одному народу в стране никаких особых прав не будет даровано уже потому, что это противоречит Конституции, не говоря уже об особой "любви" некоторых "государственных персонажей" к казакам. Иное дело - выделение особого слоя населения страны, который несет определенную службу и имеет за это определенные льготы (привилегии). Это - обычная практика. В тех же США человек, отслуживший в армии (там контрактная служба) имеет право на субсидии для получения высшего образования, покупку жилья и многие другие льготы. Это - явные привилегии для военнослуживого человека. Такая система должна быть создана и в России.
Однако, несмотря на то, что закон о госслужбе казаков уже двинулся по инстанциям, немало чиновных его противников, используя демагогию "либерального пошиба" продолжает настаивать на том, что выделение казаков в особый слой граждан неправомерен.
Да, если ставить вопрос в общем виде, абстрагируясь от реальной жизни, то на неискушенных такая постановка проблемы может подействовать.
Однако, поставим вопрос конкретно: где должны служить казаки? Исходя из реалий мы видим, что у казаков сразу несколько видов службы. Это, во-первых, регулярная армия. Во-вторых, пограничные войска. В-третьих, резерв (наподобие американской национальной гвардии), используемой для наведения порядка в стране или пополнения вооруженных сил, при проведении операций за рубежом. В-четвертых, несение службы по охране правопорядка в местах компактного проживания казаков. И, наконец, особая тема - служба по обеспечению рубежей страны в качестве "военных поселенцев".
Разберем все пять пунктов. Почему не могут существовать казачьи части и подразделения? (Кое где, кстати, такая практика уже потихоньку реализуется.) Почему в английской армии могут существовать подразделения гуркхов? Они даже не граждане Великобритании! И, тем не менее, их, за храбрость выделили еще в XIX веке и до сих пор используют на благо этой державы в боях, как это имело место в той же Фолклендской войне 1982 года.
Подбирают же в десант по особым качествам. Так ведь и у казаков - особые качества. Именно у казаков есть особый воинский кураж, которому молодому горожанину из Рязани или Омска доведется научиться только в боевых условиях. А если казаки наладят полноценную подготовку своей молодежи, то тогда и разговора уже никакого нет - таких парней только в специальные части. Есть десантники? Должны быть и казачьи полки. А можно ли в них призывать неказаков? Почему нет? Прошел отбор - пожалуйста. От наличия некоторого процента неказаков - настоящих вояк полк не перестанет быть казачьим. Напротив, ребята сами проникнутся казачьим духом.
Какие воинские части могут быть казачьими? Мотострелки, десантники, горные штурмовики, спецназовцы-пластуны. Более того, пора подумать и о возрождении кавалерии. У нас огромная территория покрыта тайгой. Никакая техника там не пройдет - только кавалеристы. И тут без сибирских, забайкальских, амурских казаков - никуда.
Пограничные войска. Сколько охов-вздохов по поводу того, что у России с тем же Казахстаном - самая длинная в мире граница - 7 тысяч километров - которую, якобы, никак не перекрыть. Ну, то, что не перекрыть - это, конечно, вопли "умников", которые не слышали про землеройную технику - она-то могла бы хоть траншей накопать, чтобы как минимум Камазы с контрабандой колоннами через границу не шли. Казаки, как известно, предпринимали попытки выставить собственные кордоны на пути контрабанды и даже перекрывали кое-какие трассы из Казахстана. И находили и контрабанду, и наркотики, и даже оружие. После чего следовала жесткая реакция местной власти на "самоуправство" с привлечением ОМОНа и т.п.
И поделом. Казаки должны понять, что пора отказаться от "партизанщины". Хотите навести порядок? Идите во власть. Так было до 1917 года, когда имелось в наличии не просто вооруженное казачье население, но и казачьи представители на самых высоких уровнях, способные проводить интересы народа. Так должно быть и сегодня.
Против нас используют закон? Хорошо. Мы сами станем законом. Почему нельзя создать именно казачьи пограничные части на той же границе с Казахстаном? Именно там нужны конные пограничники (техника, конечно, тоже ой, как нужна), способные преследовать нарушителя в бескрайней степи. А то ведь доходило до анекдота. Конные монголы прорываются в Туву или на Алтай и отгоняют табуны к себе в Монголию!
И не нужно говорить, что создание казачьих погранзастав - это "недемократично". Демократично все, что идет на благо страны. В Израиле, к примеру, пустыню Негев и ее границы контролируют патрули бедуинов (не евреев - арабов!) на верблюдах. И никто в Европе или США не называет Израиль недемократическим государством. Бедуины прекрасно знают пустыню и легко вылавливают нарушителей. Почему этим же делом на своей Родине не могут заниматься казаки? Нужно принять закон - и дело с концом. Реестровые казаки поступают на службу в казачьи погранчасти в степной и горной местности, в таежной местности - и дело с концом. Главное - результат, а не вымыслы Горбачева, Сахарова или Гайдара. Болтать языками о "демократических ценностях" - это не границу охранять.
Теперь о казачьем резерве. Здесь особой сложности нет. Принимается закон о казачьем резерве. В резерв вступают все мужчины-казаки хоть на Дону, хоть в Москве или Питере (последнее для городовых казаков особенно важно). При возникновении необходимости городовые казаки перебрасываются в части регулярной армии, в погранвойска или же образуют особые подразделения для наведения порядка на той или иной территории. Эта служба не только даст государству кадры бойцов для решения возникающих проблем, но и объединит казачество. При этом часть казаков может нести именно кавалерийскую службу, что особенно важно при возникновении этнических конфликтов и потребности в высокомобильных подразделениях. Но, для этого, в местах проживания, резерв должен проходить полноценную периодическую подготовку.
Как выделить особый резерв? Законодательно. Есть реестровое казачество? Значит должны быть и казачьи части, и казачий резерв. Ничего особенного. Уже простой контрактник - это особый человек, выделившийся из общества. Почему же нельзя создать особый контракт - для казаков? Человек вступил в реестр, подписал документы, принял присягу. Далее - создание соответствующих военных структур.
Некоторые казаки боятся, что при формировании частей в них попадет много неказаков и собственно казачий дух будет в них утрачен. Конечно, при злонамеренном отношении ряда деятелей с Арбатской площади такая опасность может возникнуть. Но пора, наконец, понять, что вокруг казачества шла, идет и будет идти жестокая борьба на дискредитацию и уничтожение казачества. Причем "засланные казачки" в виде различных "атаманов" и "генералов" (многие по дури - и не подозревая) работают на подрыв и изнутри. Но кто мешает ставить вопрос о призыве в казачьи части и подразделения именно казачьей молодежи? Аргумент-то простой - мы именно для данной службы подготовили такое-то количество человек и требуем... и т.п. А то, что в такие части и подразделения попадет и некоторое количество неказаков, так это было и при царях! Ну и пусть паренек или мужчина послужит среди казаков. Слово "болдыря" никто не отменял. Может и они в казачество вступят - чего ж в этом плохого? В терские и кубанские казаки в XIX веке зачисляли отслуживших солдат-"кавказцев", переселенцев из России - чтобы казачью службу несли.
Особая тема - охрана правопорядка. Тут казаки в ряде войск уже несут службу, но как дружинники. И это не дает особых преимуществ против разномастной сволочи, торгующей наркотиками и ворующей у народа все, что только можно увидеть. Так в Ростове банда цыган среди бела дня обстреляла казаков, приехавших к ним для разговора. Между тем, обеспечение правопорядка в местах проживания - это привилегия граждан. В США в ряде Штатов (особенно на Юге) даже существует "гражданская милиция" - отряды вооруженных до зубов (включая пулеметы) граждан, готовых в любой момент выступить на защиту правопорядка.
Штаты - недемократическое государство? Очень даже демократическое. Но в США принцип зашиты частной собственности основан на простой идее - первым на защиту собственности вступает собственник, а уж потом прибывает полиция. В России усилиями разной "либеральной сволочи", потребляющей омаров в Куршавеле и Ницце сохраняется советский принцип: пусть вас сначала ограбят, а потом уже приедет милиция. Этот принцип объясняется просто - они боятся народа и его вооруженной активности (иначе как бы удалась "прихватизация"?).
Поэтому во-первых, следует добиваться права на распоряжение свободно владеть огнестрельным оружием, а затем - явочным порядком на создание "казачьей милиции". При этом никакие аргументы о "недемократичности" не должны даже выслушиваться. Когда по ТВ демонстрируют одного из лидеров чеченских боевиков, который только что спустился с гор и уже учит дома малолетнего сына стрелять из пистолета (ау, поборники законности!), то мы имеем право вооружиться поголовно.
Это требует особой сплоченности. Как известно, власть идет на что угодно, лишь бы изъять оружие у казаков, да еще и посадить кого-нибудь. Против этого можно противопоставить только жестко (но в рамках закона) сплоченные действия, которые бы лоббировали интересы тех, кого власть пытается затащить в кутузку. Ни один случай произвола в подобной ситуации не должен оставаться без реакции казаков. Причем такой реакции, которая бы привела к положительному результату.
И, наконец, пятое. Военные поселенцы. В свое время таковыми были и яицкие казаки на границе с киргиз-кайсаками, и терцы, и кубанцы, и сибирские казаки, и даже дальневосточные, которым на рубеже веков пришлось биться с хунхузами. Казалось бы, как можно выделить часть народа в особое сословие, которое живет с оружием на границе. Недемократично!
Чушь собачья. Как это недемократично, если так защищают жизнь и имущество мирных граждан. Вновь вернемся к опыту Израиля. Там на арабских территориях селятся добровольцы, которые вооружены до зубов и рассматриваются как часть пограничной стражи, а во время войны их поселения - опорные пункты обороны. И это все проведено законно. Еврейские поселения такого рода стали создаваться только в XX веке. У них - это все правильно.
У нас станицы стали возникать полтысячи лет назад - и у нас это неправильно?!
На границе с Китаем, с Казахстаном, в Чечне и других горских республиках должны быть созданы военные поселения - станицы, жители которых, казаки, имеют право на самооборону и владение всеми видами оружия. Чечены обидятся? А как быть с изгнанными и убитыми жителями Шелковской, Наурской, Червленой и других станиц? Так вот, возвращаются казаки, вооруженные до зубов и восстанавливают свои права на домохозяйства и земли. Кстати, как там насчет восстановления конституционного порядка? Он, как представляется, подразумевает возвращение собственности, захваченной бандитом? Так вот бандита не просто вон, а под суд. А на каком основании он занял этот дом и эту землю? И сегодня он - мирный житель? И за него вступится Гаагский суд по правам человека? Давайте-ка наплюем на права "человека" и будем добиваться своего, собственного, кровного.
Казаки в кризисных районах имеют право называться военными поселенцами и быть вооруженными, и мочить любую сволочь, что покусится на их дом, благополучие и жизнь их семьи.
Такое положение должно быть закреплено законодательно. Особые районы законом вьшеляются в кризисные. Законом же часть населения, готовая исполнять особые государственные поручения выделяется в "военные поселенцы". С особым правом владения оружием и его применения. Более того, военные поселенцы должны получать безвозмездно земельный пай, лошадей, скотину, технику и освобождаться от налогов. Так должно быть. В этом нет ничего особенного. То, что это не сделано до сих пор объясняется просто: а никто толком ничего и не требовал для людей, которые большую часть времени проводят не в Кремле или на Старой площади, а за границей. Про времена же Ельцина и Березовского и говорить нечего.
И хватит просить. Пора явочным порядком брать свои права. И оформлять их законодательно. Мы живем в своей стране и игры Кремля с разными бывшими и нынешними боевиками нас не должны ни в коей мере волновать. Если люди там делают свой бизнес, то мы должны делать свой. А слово "бизнес" означает одно - дело. Пора делать дело, казаки.

Назад     На главную

 

 


Hosted by uCoz